Примерное время чтения: 7 минут
346

И с трибун доносится «Налей!» Вернут ли пиво на стадионы

В России обсуждают возвращение продажи алкогольных напитков на стадионах.
В России обсуждают возвращение продажи алкогольных напитков на стадионах. / Dmytro Aksonov / РИА Новости

Вокруг возвращения пива на спортивные состязания развернулась нешуточная борьба. Отчасти кулуарная, отчасти открытая. У сторонников возвращения появился в прошлом году такой мощный лоббист, как министр спорта Михаил Дегтярев. Открыто обозначил противоположную позицию Минздрав — он против «спаивания болельщиков», продвигая в массы здоровый образ жизни, с пивным брюшком не совсем совместимый.

История тянется с 2005 года. Тогда поводом для запрета продавать пиво стали несколько погромов, устроенных болельщиками. Правда, в течение нескольких лет. Главным стал впечатляющий разгром Манежной площади в Москве еще в 2002 году, когда сборная России проиграла хозяевам чемпионата мира по футболу — из-за того, что наш нападающий Владимир Бесчастных не попал в пустые ворота. Нападающий при этом был точно трезв.

Попыток «снова налить» на стадионах было с тех пор ровно три: на Кубке конфедераций в 2017 году, на чемпионате мира в 2018 году и на Евро-2020, семь матчей которого проходили в Санкт-Петербурге. Никаких серьезных инцидентов отмечено не было. Но тут надо учесть, что публика на этих мероприятиях (особенно на ЧМ-2018) была более состоятельная, чем в среднем посещает футбольные матчи. Иными словами, покультурнее. Значит ли это, что все остальные безнадежны, безответственны, и, если им налить пивка, да еще и при наличии фан-ID, то они с собой не совладают? Не перегиб ли такое отношение к болельщикам? Тем более что почти во всех футбольных странах пиво на стадионах-таки продают. А в Америке — на бейсбольных матчах.

В 2019 году в Думу был внесен даже соответствующий законопроект, который с тех пор лежит без движения. Каковы диспозиции сторон? У тех, кто «за», аргументы в основном — и почти исключительно — финансового характера. Кстати, главное фискальное ведомство Минфин — тоже за возврат по этим же причинам. В надежде на то, что пивоваренные компании, заработав на росте продаж, поделятся и с бюджетом, и с большим спортом (на содержание спортивных сооружений) тоже. Сейчас, например, 2% выручки на эти нужды отчисляют букмекеры. Пивовары могли бы отчислять больше. Российская премьер-лига предвкушает, что только за счет продаж пива спортивные комплексы смогли бы заработать до 5 млрд рублей, при том, что РПЛ считает, что сейчас недополучает минимум 2 млрд рублей за сезон. На фоне государственных трат это, кстати, не так уж и много. Так, за пять лет реализации федерального проекта «Спорт — норма жизни» было возведено на бюджетные деньги более полутысячи спортивных сооружений, на что было потрачено не менее 120 млрд рублей, а всего на данную программу — 141 млрд руб. Тем не менее, за продажу пива на стадионах выступают не только РПЛ и Минфин, но и РФС, а также, как уже сказано, Минспорта.

По подсчетам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, для владельцев спортивной арены чистая прибыль от продажи пива только на одном «среднестатистическом» стадионе вместимостью в 10 тыс. мест может составить 40 млн руб. в год. Немало. Внедрение фан-ID при этом ведь тоже посещаемость стадионов не увеличило, трезвенников и примерных семей на трибунах больше не стало. Впрочем, возможно, вовсе не из-за ID или отсутствия пива, а потому, что «играть надо лучше», как говорится.

У пивоваров есть еще один аргумент в запасе: мол, если начать «наливать», то народ охотнее пойдет на стадионы. Статистика, однако, это не подтверждает: запрет продаж алкогольных напитков практически никак не сказался на посещаемости (в отличие от фан-ID, из-за введения которых она несколько упала). А в доковидные времена РПЛ как раз обновляла свои рекорды посещаемости. Так что те, кто хочет выпить, и так найдет где, вовсе не нужно идти на стадион. Вот кто действительно может выиграть сильно — это сами спортивные клубы, которые за счет пивных денег смогут увеличить свои доходы. Во многих странах такие отчисления превышают даже заработки на трансферах. Впрочем, клубы и сейчас могут зарабатывать на пивоварах, заключая с ними рекламные контракты. В том числе на безалкогольную продукцию, но под тем же брендом. В ф/к «Зенит» рассчитывают, что в случае «реабилитации» пива в кассу клуба поступит только от продажи и рекламы от 50 до 100 млн рублей, а далее — до 300 млн рублей за сезон.

Однако Минздрав (а может, не только он) стоит на пути пенного напитка, как скала, уже не первый год. При том что, справедливости ради, на стадионах ранее потреблялась лишь незначительная часть выпиваемого пива. А подавляющая часть покупается и выпивается в магазинах, ларьках, «наливайках», даже в так называемых спортивных барах. То есть в спортбаре — можно, а на стадионе — нет? Где логика? Правда, на стадионах народу куда больше, а алкоголь вызывает агрессию, как известно. Хотя и тут все нелинейно: агрессию вызывает крепкий алкоголь, а пиво и красное вино как раз способствуют сонливости и расслаблению. Впрочем, все дело в дозе: можно так накваситься пивом, что мало не покажется.

Что на этот счет скажут силовики? Они говорят, что подчинятся любому решению. Глава МВД Владимир Колокольцев в конце прошлого года, не так чтобы сильно возражал против возврата пива на стадионы, но заметил, что лучше продавать там более полезные напитки.

В масштабах страны, надо признать, борьба за ЗОЖ в части пива пока не приносит нужных Минздраву результатов. Сокращается потребление крепких спиртных напитков, это да. А пива — растет. В прошлом году его продажи за год выросли на 5%, до рекордных за последние пять лет 10,5 млрд литров.

Но и на этом фоне, как ни удивительно и вопреки мнению пивных лоббистов, сторонники возврата этого напитка на стадионы в общероссийском масштабе вовсе не в большинстве. Согласно недавнему соцопросу (компании SuperJob), сторонников возврата действительно больше среди активных болельщиков (23%), чем среди тех, кто не интересуется спортивными событиями, в принципе (14%). Однако даже среди спортивных болельщиков более половины (52%) против. Так что, если закон о возврате пива на стадионы будет принят, то знайте, что в спорах просто «по очкам» победили деньги. Которых лишних сейчас на спорт не так чтобы много.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы