Фигурное катание — то, с которым у России было связано столько ожиданий, — стало самой скользкой темой игр. И потому, что скандал грянул там, где не ждали. И потому, что в центре его — потрясающая, талантливая девочка.
Не будут церемониться
Камила Валиева — одна из главных звёзд мирового льда — за считаные дни проделала путь от той, кем восхищаются актёры Голливуда, до измученной девочки, что прячет лицо от журналистов. У последних было своё соревнование: кто быстрее продаст новость о том, как русские ради побед пичкают детей наркотиками.
Грязная проба, суды, показания, нервная дрожь от очередных инсайдов — и всё это после выступления в командных соревнованиях (где у России есть золото) и перед личными (где от России золота ждали). Такое не каждый взрослый вытянет. А тут 15-летний ребёнок, на которого все смотрят и от которого все чего-то ждут.
Допинг. Много ли он может сделать в фигурном катании? Тренер Тамара Москвина спрашивает в ответ: «Ну, подумайте, какая таблетка повысит артистизм, поможет исполнить сложнейшие элементы, придаст одухотворение номеру, чтобы он стал как маленький спектакль?» Даже Washington Post (вот уж на кого бы не подумали) разразилась статьёй: «Нет такого вещества, которое помогло бы Валиевой, кроме вдохновения, с которым она катается. ВАДА, как обезумевшая кошка, болтает об этом деле, запутавшись в клубках нелогичности. И это обвинение в адрес самой системы, а не в адрес фигуристки».
Этот номер подписывается в печать до старта соревнований фигуристок. Камилу к ним допустили, но МОК предупредил: никакой церемонии награждения, если Валиева займёт призовое место. «Идиотское решение», — лучше, чем Татьяна Тарасова, и не скажешь.
И не так уж важно, чем закончится этот старт, — лёд у Валиевой, учитывая её состояние, всё равно тоньше, чем у других. Важно, чтобы она вышла победительницей из запутанной истории. Потому что слишком молода. И слишком талантлива.
А вопросов в этой истории всё равно много. «АиФ» постарался ответить на них.
•Что такое триметазидин, который обнаружили в пробе Валиевой?
Триметазидин назначают пациентам с сердечными проблемами. «Это не первоочередной препарат в терапии, — говорит кардиолог Азизхон Аскаров. — Он уменьшает гипоксию, улучшает обмен веществ в клетках сердца и уменьшает частоту приступов стенокардии (болей в сердце)». Антидопинговый эксперт Николай Дурманов ранее называл триметазидин «двоюродным братом мельдония», уточняя, что влияние на спортивные результаты этих двух препаратов никем не доказано. Тем не менее Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) включило триметазидин в список запрещённых препаратов ещё в 2014 г. (мельдоний запрещён с 2016 г.).
•Сомнительная проба Валиевой взята на декабрьском чемпионате России, а не на Олимпиаде. Из-за чего тогда скандал?
Да, по заявлению Олимпийского комитета России (ОКР), допинг-пробы фигуристки (и на январском чемпионате Европы, и сейчас в Пекине) дали отрицательный результат. Однако триметазидин отнесён ВАДА к группе S4 — это значит, что его применение запрещено всегда: и на соревнованиях, и вне их.
•Почему пробу фигуристки исследовала европейская лаборатория, а не наша?
Наша — это Московская антидопинговая лаборатория, которую когда-то возглавлял Григорий Родченков. С 2015 г. лаборатория пожинает плоды его деятельности. Сегодня у неё нет разрешения что-либо анализировать. Поэтому даже те допинг-пробы, что российские спортсмены сдают на внутренних соревнованиях, везут за рубеж. В случае с Валиевой — в Стокгольм.
•Пробу Валиева сдала 25 декабря, а гром грянул только после командных соревнований. С чего такая задержка?
Как напоминает международный эксперт по антидопинговым вопросам Маргарита Пахноцкая, существует стандарт на исследование — 20 дней. У Стокгольма же ушло больше 6 недель. «У меня это вызывает серьёзные вопросы. Похоже, что кто-то придерживал эту пробу до момента окончания командных соревнований фигуристов», — заявил глава ОКР Станислав Поздняков. Шведы объяснили задержку «очередной волной COVID-19 и ростом заболеваемости среди персонала лаборатории». Было бы лучше, если бы всё это вскрылось до Олимпиады? По меньшей мере, Валиеву наверняка не стали бы заявлять на командный турнир, зная, что не всё в порядке.
•Говорят, триметазидин попал к фигуристке из-за «загрязнённого продукта». Это как?
Вариантов множество. Возьмём случай с бобслеисткой Сергеевой (о ней ниже) — там триметазидин содержался в медицинском препарате, который находится в массовом производстве. А вообще, в богатой коллекции допинг-объяснений, которыми удовлетворялось ВАДА, чего только нет. Так, канадская каноистка Венсан-Лапуант, попавшись на запрещённом препарате, выдвинула версию: «Допинг передался от бойфренда в процессе обмена биологическими жидкостями». Обвинения с неё сняли. «Существует масса способов попадания допинга в организм — через слизистую носа, крем, продукты питания. Даже случай с канадкой имеет право на жизнь, — подтверждает эксперт по спортивной медицине и антидопинговой безопасности Пётр Лидов. — Другое дело, что для одних лазейки есть, а другим туда нельзя — у них не те юристы, не те возможности, не та национальность».
•Почему суд встал на сторону Валиевой и не дал МОК и ВАДА отстранить её от соревнований?
Спортивный арбитражный суд (CAS) выдал целый список аргументов, объясняющих решение. Валиевой нет 16 лет, она защищённое лицо. Фигуристка не сдавала положительный допинг-тест на Олимпиаде (хоть и остаётся субъектом разбирательств из-за декабрьского теста). Недопуск Валиевой к турниру одиночниц нанёс бы ей непоправимый вред. Из-за того, что новости из Стокгольма пришли поздно, у Камилы не было возможности на нормальную юридическую поддержку.
•Что будет дальше?
Все вердикты мы, похоже, узнаем уже после Игр. «После Олимпиады РУСАДА (проба была взята на чемпионате России) проведёт разбирательство по существу. Дальше, если ВАДА посчитает, что спортсменка наказана слишком мягко, оно может обжаловать решение РУСАДА в CAS. С учётом серьёзности случая, думаю, так и будет. По пессимистичным прогнозам, нас ждёт ещё два заседания. По оптимистичным — одно, — объясняет спортивный юрист Михаил Прокопец. — Золото в командном турнире с высокой долей вероятности не отнимут. Могут ли забрать у фигуристки медаль в индивидуальных соревнованиях, если она завоюет её в Пекине? Тут с прогнозами сложнее».
Как триметазидин попал в бобслей?
Во время Олимпиады-2018 триметазидин обнаружили в допинг-пробе бобслеистки Надежды Сергеевой. Этот эпизод плюс мельдоний, найденный в анализах кёрлингиста Крушельницкого, тогда заставил МОК отказаться от идеи вернуть России флаг на церемонии закрытия Игр. CAS аннулировал олимпийские результаты Сергеевой (12-е место в соревнованиях двоек) и отстранил от турниров. Позже в лаборатории выяснилось, что триметазидин содержался в препарате «Метионин». Его в разных дозах употребляли многие спортсмены — в инструкции не было ни слова о наличии там запрещённого вещества. CAS спустя 8 месяцев снял с Сергеевой санкции. И бобслеистка решила призвать к ответу тех, из-за кого пострадала, — завод-изготовитель препарата и Федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА). Но Хорошёвский суд Москвы отказался удовлетворять иск. Чем закончилась эта история? Сергеева рассказывает «АиФ»:
— Мы с адвокатом доказали, что загрязнённый препарат — разрешённая аминокислота для подпитки мышц — был выдан с ведома ФМБА. Международная федерация, перепроверив наши доказательства, согласилась, что моей вины нет. На тот момент руководитель агентства В. Уйба тоже признавал, что ФМБА не проверяет некоторые препараты. Тем не менее суд встал на сторону агентства. Наши апелляции уже рассмотрел Верховный суд, продолжаем бороться. Но этот производитель до сих пор поставляет в ФМБА БАДы и медикаменты для спортсменов.
Что до моего возвращения в спорт, то, когда я стала второй на Кубке мира в Канаде, немецкие соперники мне руки не подали. Зато поддержали зрители, а многие иностранные спортсмены и тренеры говорили, что не понимают такого отношения со стороны немцев.
Елена Вяльбе. Лыжи к делу
Русские лыжи — самый яркий, самый эмоциональный след Пекина. Только за 9 дней побед тут больше, чем бывало на любой Олимпиаде в этом веке. А впереди ещё 4 гонки.
Золото в женской эстафете, золото в мужской — последний раз такое случалось со сборной СССР на Играх-1972. Здесь и сейчас Елена Вяльбе — бесконечно счастливый человек. Потому что, возглавив Федерацию лыжных гонок, сумела выстроить систему, где каждый занят своим делом. Снимая перед лыжниками шляпу, «АиФ» рассказывает о правилах Вяльбе, которые мы собрали, общаясь с ней.
■ Куда бы ты ни уехал — ты всё равно магаданец (Вяльбе родилась в Магадане. — Ред.). Особенные ли мы, магаданцы? Знаю одно: чем дальше от центра, тем люди более открытые, честные. Не юлят, не притворяются. Может быть, это и неправильно. Особенно по нынешней жизни. Но это ничем не искоренить. Меня так дед воспитывал, всегда говорил: «Стой на своём!» Мешало ли мне это? Да, часто. Но часто и помогало.
■ Я когда шла на этот пост, чётко понимала, чего хочу: чтобы российские лыжники были лидерами мирового спорта. Как понимала и то, что процесс этот длительный и работа предстоит большая. Но даже со всеми проблемами я смотрю на то, что мы имеем, и понимаю, как сильно мне в жизни повезло. У нас плеяда шикарных спортсменов, потрясающий коллектив. И в регионах, и в сборной — начиная от массажиста и смазчика и заканчивая тренером и функционером — все работают на результат. Почему у других не так — не знаю. Я занята своим делом, в проблемы других мне некогда вникать.
■ Я застала ещё те времена, когда нам, спортсменам, на Старой площади напоминали, что мы выступаем за Родину-мать, что должны достойно представлять страну. Те же чиновники потом зачем-то ездили на Олимпиады и чемпионаты и говорили нам те же самые слова. Но это не моральная поддержка, это может навредить — например, впечатлительный человек перед забегом всю ночь будет переживать, что он кому-то что-то должен. Не напоминать о долге надо перед решающими стартами, а помогать, объяснять и обсуждать тактику.
■ Женщины любят, когда их щадят, снижают нагрузку. А в спорте этого делать нельзя. Пусть они меня простят, но я знаю, что женщина способна выдержать больше, чем мужчина. Ничего с ней не случится, не умрёт. Просто так природа задумала.
■ Я лила слёзы перед Олимпиадой в Пхёнчхане (2018), когда начались эти недопуски. Такие слёзы стараюсь не показывать коллегам, как раньше — соперницам. Мне в своё время один человек порекомендовал: если очень плохо, иди в лес и выпускай эмоции. И я ходила в лес, там рыдала, а иногда просто сильно кричала. Но мы с вами говорим о слезах от бессилия, огорчения, а есть ещё слёзы радости. Такие показывать не стыдно.
■ Никогда в жизни я отсюда не уеду и никаких консультаций за границей давать не буду. У меня были в своё время предложения, но это абсолютно не моё. Я, может, и сумасшедшая, но я очень люблю нашу страну, которая мне дала всё. И деньги для меня не самоцель. Я буду гораздо счастливее, если буду полезна именно здесь — в России.
Татьянин Дзен
Татьяна Иванова и её бронза в женских одиночных санях — первая медаль в современной истории России. К ней она пришла на костылях.
Родилась в Чусовом, что на востоке Пермского края, — там же, где главный саночник страны Альберт Демченко. Когда ты из этих мест, то вариантов развития событий не так много. Можно в металлургию, а можно — в спорт, в школу олимпийского резерва «Огонёк». Танин папа Иван Васильевич, поменяв профессию (с автослесаря на спортсмена), в этой школе начал работать ещё в 1980 г.
«До 12 лет я занималась горными лыжами. Уже начала ездить на соревнования. Но папа ударил кулаком по столу и сказал: „Хватит, переходи на сани!“ В принципе это было верно. Для горных лыж в Чусовом не было ни условий, ни конкуренции, чтобы расти. Будучи послушной дочкой, я согласилась. Правда, пару лет казалось: всё-таки не моё. Помогло то, что всегда стремилась быть первой, как бы тяжело это ни давалось. Пока сверстники бегали на дискотеки, я пропадала на стадионе».
Сани могут летать со скоростью 155 км/ч. Могут, но не летают. После трагедии в Ванкувере-2010, когда разбился грузинский саночник Кумариташвили, трассы стали строить с ограничением по скорости 135 км/ч. Но всё равно цифра дикая. Демченко поясняет: «Не боится только дурак. Риски всегда оцениваешь, стараешься их минимизировать». Таня подтверждает: когда заезд заканчиваешь, порой так зашкаливает адреналин, что трясёт.
Договаривается с санями она ежедневно — 2 часа ледовой подготовки, тренировки в зале, работа с инвентарём. Как-то разоткровенничалась: «Если на выезде мастерская не закрывается, то заношу сани в номер — так спокойнее: думаю, если бы я жила одна, под подушкой их хранила бы». Украшения у неё — и те саночные: есть кулон, есть серёжки.
«Серёжки в виде санок я увидела у одной немки. И захотела такие же. Просто мечтала. И вдруг в Латвии на чемпионате Европы ко мне подходит женщина-тренер из Казахстана и говорит: „Я тебя поздравляю и хочу сделать подарочек“. Открывает коробочку, а там они, эти серёжки. Такие красивые!»
Олимпийский дебют 18-летней Тани пришёлся на тот самый Ванкувер. Пока вокруг шептались о смертельной трассе, Иванова почти заехала на пьедестал — до бронзы не хватило 0,08 секунды. Дальше — Сочи-2014, где вышла медаль в эстафете в компании с Демченко. Следующая Олимпиада уж точно должна была стать её. Но тут возникли кляузы Родченкова и лавина санкций, которая обрушилась на сборную. Сочинскую медаль и возможность соревноваться отобрали. Потом всё вернули (суд признал отсутствие нарушений антидопинговых правил), но в Пхёнчхане-2018 Тани из-за всей этой истории не оказалось. Между Олимпиадой и Олимпиадой получилось 8 лет — в том же фигурном катании столько не живут. Бросить бы всё от обиды, а она решила дотянуть до Пекина. Одно золото чемпионата Европы, другое... И тут — как в страшном сне: за 2,5 месяца до Игр в Пекине Иванова ломает ногу.
«Это было 21 ноября на первом этапе Кубка мира. Перелом таранной кости, — восстанавливает она „АиФ“ события, предшествовавшие бронзе-2022. — Врачи заявили: нужен минимум месяц, чтобы восстановиться, неизвестно, как будет зарастать кость. Я сказала: месяц — это максимум, потом выхожу на лёд. Мне был важен допуск к тренировкам, соревнованиям. И уже 27 декабря я вылетела на этап Кубка мира в Винтерберг. На старт выходила с костылями, костыли были и на финише. Сани мне помогали носить, ведь нагрузку на ногу сильную давать нельзя».
Говорит, что, когда прилетела в Пекин, «поймала какой-то дзен, настраивалась на то, чтобы ничего не выбивало из колеи». Без помощи. «Мне сказали: «Давай сама!» И Иванова дала. Дошла не спеша до своего пьедестала. Только прыгать там от радости не смогла — лонгет сняли несколько дней назад.
«Они отдают спорту всю жизнь»
С советских времён применительно к крупным соревнованиям всегда звучала военная риторика: «умри, но завоюй золото». Но разве такие эмоции должны рождать спортивные состязания?
Татьяна Устинова, писатель, болельщица:
Олимпиада — это соревнование, сражение. Быстрее, выше, сильнее... Но отчего-то все позабыли или почти забыли, что это прежде всего спорт! Да, сейчас весь мир в таком причудливом состоянии: все бьются друг с другом, с соседями, ближними и дальними. Бьются за всё подряд — чью вакцину первой признает ВОЗ, какие ещё к кому применить санкции, куда пустить газопровод, чтобы было максимально неудобно всем, чьих спортсменов лишить, не разрешить, не пустить, как не пустили Джоковича в Австралию.
Согласна, в нашей системе координат спортивные победы очень важны. На мой взгляд, они важны не столько нам, зрителям и болельщикам, которые смотрят олимпийские трансляции, орут перед телевизором и стараются не дышать, когда наши биатлонисты стреляют на стойке, сколько спортивным и околоспортивным чиновникам. И как только медалей оказывается меньше, чем надеялись, все эти деятели начинают вопить: как их подвели спортсмены! Их же будет распекать начальство! Их могут услать из Москвы куда подальше.
Опыт Москвы. Как его использовать регионам?
Каждый пятый спортсмен сборной России на этой Олимпиаде представляет Москву (46 человек). На Паралимпиаде москвичей в команде будет 27% (20 человек). Эксперты объясняют эти цифры.
«Ещё в СССР все республики готовили спортивный резерв для Москвы. Тренерские кадры в столице всегда были сильнее, чем в регионах. Там удержать топовых специалистов проблематично, — считает олимпийская чемпионка, депутат Госдумы Светлана Журова. — Да, сейчас во многих субъектах РФ есть спортивные достижения, но всё равно подающие надежды ребята, так уж сложилось, едут в центр — из-за инфраструктуры и наставников».
В столице развивают 123 вида спорта. В этой сфере работают свыше 6 тыс. организаций и 50 тыс. человек. Московским базам и спортшколам уделяется повышенное внимание, в том числе со стороны мэра города и правительства. «И если вы заглянете в соцсети, то увидите, как пристально власти следят за успехами спортсменов, как подчёркивается, где выросла и воспитывалась талантливая молодёжь, — говорит социолог, гендиректор Центра стратегического проектирования Виктор Потуремский. — Такая сопричастность к победам, радость за земляков влияет на формирование региональной идентичности, того самого нематериального капитала, без которого ни один регион не может успешно развиваться».
Факты:
В 2021 г. в городе прошло 115 крупных международных и национальных турниров, 19,3 тыс. мероприятий, включённых в единый спортивный календарь.
5654 медали на национальных и международных соревнованиях по 102 видам спорта завоевали москвичи в минувшем году.
Спортсмены из Москвы составляют 5-ю часть всех национальных сборных РФ.