Накануне старта Олимпиады-2024 Международный олимпийский комитет занялся долгосрочным планированием зимних соревнований.
Этому дала, этому дала...
В рамках 142-й сессии МОК было объявлено, что зимние Игры-2030 пройдут во Французских Альпах, а Олимпиада-2034 — в американском Солт-Лейк-Сити.
Никаких бурных эмоций, как это бывало когда-то, данное решение не вызвало — о том, что оно будет таковым, знали примерно около года.
Это два десятилетия тому назад выборы столиц Олимпиад превращались в эмоциональное шоу. Сейчас же на проведение двух Игры было ровно два кандидата, которые фактически договорились полюбовно.
При этом в обоих случаях имеются оговорки. В МОК заявили, что проведение Олимпиады-2030 не гарантировано правительством Франции. Игры под честное слово, что все соответствующие бумаги будут оформлены до 31 декабря 2024 года.
США в отсутствии финансирования не подозревали, но у них свои нюансы. Представитель МОК Джон Коутс, которого цитирует ТАСС, заметил, что в контракт на проведение Игр-2034 внесены дополнения: «Главенствующая роль Всемирного антидопингового агентства (WADA) в борьбе с допингом должна полностью уважаться различными властями. МОК изменил текст контракта на проведение Олимпийских игр, чтобы защитить целостность международной антидопинговой системы. Это позволит МОК разорвать контракт на проведение Олимпиады, если главенствующая роль WADA в борьбе с допингом не будет полностью уважаться или если использование Всемирного антидопингового кодекса будет подрываться».
Это отголоски полыхающего скандала между США, МОК и WADA. Американцы, пытавшиеся «отцепить» от Игр конкурентов из сборной Китая по плаванию, задействовали для этих целей пресловутый «закон Родченкова», позволяющий им преследовать лиц, подозреваемых в использовании и распространении допинга, где угодно. Такая вольность США крайне не понравилась МОК и WADA, и теперь американцев пытаются связать письменными обязательствами.
Кому это нужно?
Но очень трудно себе представить, что Олимпиады действительно будут забирать у Франции и США. Потому что тогда встает вопрос — а кому их отдавать?
Привычной стала картина, когда инициативные группы по проведению Олимпиад, проводя опросы местного населения, получает негативные результаты. Для обывателей сегодня Олимпиада — это источник непомерных трат, неудобств, коррупционных историй и т. д.
Доходы от проведения Игр получает МОК, чьи попытки изображать бессребренничество не вызывают уже даже улыбки. Эксперименты «жирных котов» Томаса Баха ведут к деградации целых видов спорта, которые кроят вдоль и поперек то ради красивой телевизионной картинки, то ради соответствия политической повестке.
Вот, к слову, еще одна причина, из-за которой число претендентов на проведение Олимпиад сокращается — МОК пытается отдавать теперь Игры «правильным» странам, то есть таким, чья политическая линия не вызывает изжоги у США и ЕС.
«Сужение» мира
Зимние Игры-2022 в Пекине — это, возможно, последний прецедент «широкого взгляда» МОК. Вот список хозяев следующих зимних и летних Игр — Франция, Италия, США, Франция, Австралия, США. Спортивный мир Томаса Баха сузился до смотровой щели входной двери Госдепартамента США.
Пока глава МОК пишет правила для «нейтральных» русских, у него «нет никакой позиции» относительно появления на Олимпиаде в составе сборной Нидерландов атлета, отсидевшего за педофилию. Куда шагнут представления МОК о добре и зле через 6-10 лет, одному черту известно.
Назвать репутацию Олимпийских игр подмоченной нельзя — ее просто не осталось. Это шоу держится исключительно за счет инерции человеческого мышления, когда кажется, что Олимпиады были всегда и всегда будут. Но исторический опыт говорит об обратном — то, что кажется непоколебимым, нередко стремительно исчезает, не оставляя за собой следа. Большая часть истории человечества прошла и без Олимпийских игр, и без профессионального спорта. Современная молодежь в мире не испытывает того пиетета к этой отрасли, какой существовал еще 30-40 лет назад.
Так что не исключено, что еще через пару десятилетий, глава МОК, если такая организация еще будет существовать, будет метаться по улице и просительно заглядывать в глаза прохожим: «Простите, Олимпиаду не возьмете? Ну, пожалуйста!»