А еще Писториус — спортсмен-ампутант и четырехкратный чемпион Паралимпиад...
Вчера Оскар большими буквами вписал свое имя в историю мирового спорта, завоевав право участвовать в полуфинальном забеге на 400 метров на Олимпийских играх в Лондоне. Финишировав в квалификационном забеге вторым с результатом 45,44, он уступил лишь доминиканцу Лугелину Сантосу, которому проиграл всего четыре десятые секунды.
— Я не знаю, плакать мне или смеяться. Это была такая смесь эмоций. Большое спасибо всем, кто меня поддерживал. Большое спасибо моей семье. Я увидел среди зрителей мою бабушку, и это было удивительно. Вообще все зрители — они удивительные! — заявил Писториус в эмоциональном интервью телеканалу BBC.
Борьба
Вся эта история со стороны может показаться красивой сказкой, которую рассказывают детям на ночь. Но, как у каждой сказки, у этой истории есть не только свои герои, но и антигерои, пытавшиеся помешать Оскару участвовать в ХХХ Олимпиаде и вообще соревноваться на равных с обычными спортсменами.
За право бегать по одной дорожке с обычными спортсменами на своих карбоновых протезах Cheetah Flex-Foot (Гибкие ноги гепарда) стоимостью $30 000, Писториус боролся и продолжает бороться. Спортсмен ежедневно выдерживает мощный натиск со стороны тех, кто уверен, что протезы дают ему значительное преимущество по сравнению с соперниками.
— Если так, то почему из всех, кто бегает на этих протезах, и даже на протезах более новой модели, только я показываю результаты, позволяющие мне участвовать в Олимпиаде? — задает Оскар риторический вопрос. — Да, конструкторы протезов за последние несколько лет проделали огромную работу и их разработки сделали огромный шаг вперед, но я продолжаю бегать на тех же протезах, что и в 2005 году. На старте протезы значительно проигрывают. В моих ногах бежит меньше крови и колени не сгибаются. О каком преимуществе здесь можно говорить?
Немецкий профессор Герт-Петер Брюггеман провёл исследования, по окончании которых заявил, что «пружинящие» протезы дают спортсмену значительное преимущество перед обычными бегунами. На основании этого исследования Международная ассоциация легкоатлетических федераций 14 января 2008 года запретила Писториусу участвовать в состязаниях наравне с остальными спортсменами.
Но были и другие исследования, не столь однобокие. Многие ученые рассматривали не только плюсы протезов, но и их минусы. Они пришли к выводу, что в случае с Оскаром, было найдено равновесие и его протезы не дают ему никакого преимущества. Это позволило спортсмену-ампутанту оспорить решение о запрете в Спортивном арбитражном суде — высшей инстанции. Уже 16 мая 2008 года решение ИААФ было отменено и Оскар получил шанс соревноваться с обычными спринтерами на равных.
Но на чемпионате мира в Тэгу бегуну-ампутанту разрешили участвовать лишь в первых этапах эстафеты 4×400. По словам президента IAAF Ламина Диака, это решение принято «в интересах безопасности других бегунов». Тем не менее свое серебро чемпионата мира Оскар получил.
Настоящим шоком для него стали высказывания четырехкратного Олимпийского и девятикратного мирового чемпиона, обладателя рекорда в беге на 400 метров американца Майкла Джонсона, который заявил, что Оскар не имеет права выступать на равных с «нормальными бегунами».
— Хорошо знаком с Майклом. Мы с ним не раз общались. Я очень уважаю его и его мнение, — признался южноафриканский спортсмен английской газете Daily Mail. — Но разрешение участвовать в обычных соревнованиях мне дал Спортивный арбитражный суд. Это решение основано на серьезных исследованиях. Думаю, в этом случае я все делаю правильно. Я живу спортом, для меня важно каждый раз на дорожке доказывать, что люди с ограниченными возможностями ничем не отличаются от тех людей, которые имеют руки и ноги. Мои секунды это лучший ответ — мы такие же люди, как и вы, и во многом можем быть быстрее и лучше.
Кстати, Оскар Писториус — не единственный участник Олимпиады в Лондоне с ограниченными физическими возможностями. В первые дни Игр мировой рекорд в стрельбе из лука установил южнокорейский стрелок ИмДонг-Хьюн. В предварительном раунде в индивидуальном зачете кореец набрал 699 очков, на три очка улучшив свое собственное высшее мировое достижение. Хотя кореец и считается слепым, он все-таки видит, но не более десяти процентов от того, что видят здоровые люди. Мишень, по его словам, видится ему «очень расплывчатым пятном», в центр которого он попадает намного чаще остальных. Он стреляет «руководствуясь чувствами».