Драфт Национальной хоккейной лиги (НХЛ) — процедура выбора клубами молодых игроков, которая проводится в сильнейшем хоккейном чемпионате планеты каждое лето перед началом очередного сезона. Клубы в определённом порядке в несколько этапов выбирают молодых хоккеистов, которые впоследствии подписывают с ними контракты.
В списке кандидатов, который готовит специальная скаутская служба НХЛ, ведущая слежку за игроками по всему миру, ежегодно появляются и фамилии российских молодых хоккеистов. Они спят и видят, как представитель какого-либо из заокеанских клубов произносит их имя, они получают рабочую визу в США или Канаде и отправляются играть в хоккей в НХЛ. Всё это напоминает период взросления птенцов, когда те наконец получают оперение, учатся летать и самостоятельно добывать пищу и в конце концов покидают родное гнездо, оставляя грустящих родителей в одиночестве. Через год процедура повторяется…
Вот и российские команды Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) похожи на тех самых птиц-родителей, которые ежегодно отпускают своих детей на волю. Те из них, кому хватает сил и мастерства перелететь Атлантический океан, улетают на запад в поисках лучшей жизни.
Наши новые Овечкины: 10 будущих российских звёзд НХЛ
Наши новые Овечкины: 10 будущих российских звёзд НХЛ
Давно такого не было
Сегодня отток хоккейных кадров из России проходит не по такой хищнической схеме, как это было ещё несколько лет назад, когда молодой спортсмен мог уехать в США, несмотря на действующий контракт с отечественным клубом. Сейчас между КХЛ и НХЛ действует соглашение о взаимном уважении контрактов. То есть, если у хоккеиста Иванова есть действующий контракт на два года, скажем, со «Спартаком», то он не сможет начать играть за океаном, пока не отработает свой договор в России. Правда, это никого не останавливает, ведь в КХЛ, к сожалению, пока не принято подписывать с молодыми игроками долгосрочные контракты. Рано или поздно лучшие всё равно оказываются за океаном. А потому ежегодно и поднимается вопрос о введении ограничений на выезд молодых спортсменов за рубеж.
Однако дальше простого сотрясания воздуха в этом направлении дело не доходит. Хоккеисты так и продолжают мигрировать на запад. Ничего не поделаешь — мировая практика, право выбора, свобода передвижения…
Последний же драфт НХЛ засвидетельствовал, что ошибались и те, и другие. Именно такой вывод можно сделать, подключив логику. В тот момент, когда зарплаты в КХЛ продолжают расти, а внимание к лиге среди болельщиков увеличивается, когда на западе по отношению к нашей стране возрастает уровень антагонизма и бушуют санкции, количество задрафтованных хоккеистов начинает расти. Так значит, и в хоккее нашем кризиса нет, и КХЛ мало кого удерживает в России.
Этим летом команды НХЛ застолбили за собой право пригласить 17 (а при определённых условиях и 18) российских молодых хоккеистов — рекордный показатель со времён 2004 когда, когда на запад отправились Овечкин с Малкиным. Тогда в Америку улетели 20 россиян. Не все они могут немедленно покинуть свои российские команды и тут же отправиться в американские клубы, ведь у многих есть действующие контракты в РФ. Но справедливости ради стоит отметить, что некоторые из игроков, почти половина, уже давно играют в юниорских лигах Канады и США, уехав за океан, когда им было по 14–15 лет.
Наши новые Овечкины
Драфт проходит по следующей схеме: все команды НХЛ, одна за другой, в определённом порядке из предварительного списка выбирают новичков, с которыми впоследствии могут заключить контракт. Самым престижным считается первый круг драфта, когда клубы отдают предпочтение самым лучшим молодым игрокам, попавшим в список. Чем дальше от первого круга драфта был выбран игрок, тем у него меньше шансов заиграть в команде на высоком уровне. Бывают, конечно, и случаи, когда хоккеист, выбранный на драфте лишь в пятом круге, становился затем звездой, но это скорее исключение, нежели правило. Поэтому все и мечтают попасть в первый круг драфта, а желательно и в первую десятку. Овечкина, кстати, выбрали под первым номером драфта в 2004 году. Вторым тогда был Малкин.
В этом году российские хоккеисты не попали даже в первую пятёрку. Однако в первом круге драфта было выбрано сразу четыре россиянина — отличный результат, если сравнивать с аналогичными процедурами последних десяти лет.
Самый высокий номер драфта, седьмой, достался главной российской звезде этой процедуры 2015 года Ивану Проворову, который отправился в «Филадельфию». Проворов — воспитанник ярославского хоккея, в возрасте 14 лет уехал играть в Канаду. Последний сезон он провёл в клубе «Брэндон», который в итоге добрался до финала в своей лиге. Проворов же стал лучшим новичком сезона, в 60 встречах набрав 61 (15+46) очков. В 19 матчах плей-офф он пополнил свою копилку еще 13 (2+11) очками. Этому результату мог бы позавидовать любой форвард. А ведь Проворов — защитник.
Под 12 номером был выбран Денис Гурьянов — нападающий тольяттинской «Лады». Он отлично провёл свой последний сезон. Однако хоккеист не собирается сломя голову лететь за океан. Как минимум на один сезон игрок задержится в России.
Впервые за 20 лет россиянина в свои ряды на драфте призвал некогда самый «русский» клуб НХЛ «Детройт Ред Уингз», за который продолжает играть легендарный Павел Дацюк. Выбор «крыльев» пал на нападающего Евгения Свечникова, ушедшего с драфта под общим 19 номером. Этот воспитанник казанского хоккея уехал за океан в прошлом сезоне и год выступал за команду «Кейп-Брентон», став вторым бомбардиром в своей лиге — 78 (32+46) очков в 55 матчах.
Последним россиянином, который был выбран в первом круге драфта, стал Илья Самсонов, отлично проведший сезон в молодёжной команде магнитогорского «Металлурга», «Стальных Лисах». Он, кстати, стал партнёром по команде именно Александра Овечкина, приглянувшись команде «Вашингтон Кэпиталз». Правда, вторым Овечкиным Илью назвать вряд ли можно, ведь он вратарь. В среднем за игру в МХЛ он пропускал менее двух голов, за что и стал лучшим в списке иностранных вратарей драфта 2015 года.
Шесть кругов драфта
В оставшиеся шесть кругов драфта уместились ещё 13,5 россиян. Почему с половиной? Объясним ближе к концу — во время описания россиян из пятого круга. Пока же продолжим двигаться по порядку.
Во втором раунде драфта клубы НХЛ остановили свой выбор лишь на одном россиянине. Им стал 19-летний нападающий Яков Тренин. Форвард является воспитанником челябинского хоккея, правда, в последнем сезоне выступал в лиге Квебека за клуб «Гатино Олимпикс». В 58 матчах он набрал 67 (18+49) очков, став одним из лучших бомбардиров регулярного сезона. Его выбрал клуб НХЛ «Нэшвилл Предаторз».
В третьем раунде выбранных россиян стало в два раза больше. Под общим 74 номером в «Лос-Анджелес Кингз» ушёл нападающий клуба СКА-1946 Александр Дергачёв, которому не суждено пока было пробиться в главную питерскую команду, ставшую обладателем Кубка Гагарина. Спустя несколько минут под номером 79 был задрафтован ещё один россиянин, воспитанник московской школы «Северная Звезда», защитник Сергей Зборовский, отправившийся в стан легендарных «Нью-Йорк Рейнджерс». Последний год он, кстати, также провёл на Западе, играя в WHL за команду «Реджайна Пэтс».
По итогам четвёртого круга драфта дух смогли перевести ещё три российских хоккеиста. Защитник Андрей Миронов, в прошлом сезоне выступавший за московское «Динамо», под 101 номером был выбран командой «Колорадо Эвеланш». Под 104 номером был определён в свой новый клуб нападающий из башкирского «Толпара» Михаил Воробьёв, права на которого были переданы «Филадельфии». И, наконец, защитник Дмитрий Жукенов из «Омских Ястребов» имеет отличный шанс закрепиться в составе «Ванкувера», который остановил на нём свой выбор под общим 114 номером.
Пятый раунд драфта принёс счастье ещё двоим россиянам. Первым из них имя нового клуба узнал форвард Кирилл Капризов из новокузнецкого «Металлурга», задрафтованный под 135 номером «Миннесотой». А следующим же номером на драфте командой из Калгари был выбран Павел Карнаухов, проведший предыдущий сезон в молодёжной команде из этого же города — «Калгари Хитмен». Именно Павла пока нельзя считать за полноценного россиянина, ведь он родился и начинал играть в Минске. Только после этого он перебрался в Москву, где начал выступать за ЦСКА и «Красную Армию» Позже уже был Калгари и долгожданный выбор на драфте. Пока же Павел не вызывался ни в одну сборную. Как сложится его судьба, говорить рановато.
Шестой раунд драфта осчастливил ещё двоих россиян. Под 159 номером игроком «Коламбуса» стал защитник Владислав Гавриков, играющий в ярославском «Локомотиве». И 161-м клуб обрёл защитник Сергей Бойков, до этого уже игравший на западе за клуб «Друммонвиль». На этом воспитаннике новокузнецкой школы хоккея свой выбор остановили скауты «Колорадо Эвеланш».
В седьмом, заключительном раунде драфта свои новые заокеанские клубы обрели четыре наших хоккеиста. Под 185 номером в «Торонто» выбрали форварда Никиту Коростелёва, до заокеанской «Сарнии» игравшего в составе ЦСКА. Со 188 номером драфта ушёл ещё один вратарь Иван Федотов, ставший третьим российским выбором «Филадельфии» в этом году. 197-м обрёл новый клуб форвард Никита Павлычев. И почти последним, под 209 номером, был задрафтован защитник казанского «Ак Барса» Зият Пайгин.