Еще в декабре 2022 года Министерство спорта РФ утвердило новые правила в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ), ужесточив лимит на легионеров. С нового сезона 2023/24, стартующего в сентябре, в каждой команде должно быть не больше трех иностранных хоккеистов. И тут нашлась одна лазейка...
Было пять, стало три
В прошлом сезоне КХЛ было разрешено иметь в составе пять иностранцев, теперь — три. Выходит, командам, у которых квота была заполнена полностью (а таких большинство), придется «выкидывать» двух легионеров, даже если они ведущие игроки. Кто же на это пойдет? Но правила есть правила, они были утверждены.
Вот как объяснял необходимость изменений президент Федерации хоккея России (ФХР) прославленный Владислав Третьяк:
«Мы хотим предоставить нашим хоккеистам больше рабочих мест, больше игрового времени и больше возможностей для роста, для превращения в мастеров высшего класса. Ужесточение лимита — один из самых эффективных инструментов для выполнения этой задачи».
Клубы, конечно, были жестко против нововведения, но их никто не спрашивал — у Минспорта свое видение развития спорта в целом и хоккея в частности. Впрочем, многие и так потеряли иностранцев, уехавших из России после начала СВО. Некоторые сильные клубы, как «Ак Барс» или «Локомотив», вообще играли только россиянами в прошлом сезоне. Если раньше в КХЛ ехали толпами, то теперь даже рублем не заманишь стоящих хоккеистов.
Америка, Канада, Чехия — кто следующий за российским паспортом?
И все же — потребность в иностранцах есть. Российский рынок изучен от и до, найти и пригласить к себе нужного хоккеиста крайне тяжело. Зато в Европе или за океаном варианты есть. И вот здесь уже пошли маленькие хитрости. Выдача российского паспорта уже заигранному в клубе иностранцу позволит освободить место для покупки нового легионера. Все гениальное — просто. Отсюда и просьбы к президенту страны о получении российской корочки американцами, канадцами и даже одним чехом.
Вот кто уже обзавелся российским паспортом: Бреннан Менел — из московского «Динамо», Брендан Лайпсик — из магнитогорского «Металлурга», Остап Сафин — из тольяттинской «Лады». Последний, кто на днях встал в очередь, — Кэмерон Ли из хабаровского «Амура».
«Вообще, это наше общее решение, но инициатива исходила от меня. Мне нравится в России, нравится в Хабаровске, меня полностью устраивают условия, которые созданы в “Амуре” для хоккеистов, поэтому я бы хотел стать частью страны. Ну и частью своего клуба, разумеется», — сказал защитник «Матч ТВ».
Малком, где паспорт?
Придумать какую-то иную историю, при которой иностранные граждане так стремились бы получить российский паспорт, — очень сложно. Но в хоккее на это идут даже спортсмены из недружественных нам стран — США, Канады, Чехии. Вот такой парадокс. Не исключено, что в ближайшее время кто-то еще из хоккеистов пойдет по тому же пути. Обидно только, что все это ради обхода регламента хоккейного чемпионата КХЛ, а не из-за любви к России.
Как говорится, «ничего личного — только бизнес». Особенно показателен здесь недавний пример из футбола. Буквально несколько месяцев назад все наперебой писали и восторгались фотографиями новых русских футболистов из «Зенита» — Малкома и Клаудиньо. Собственно, они получили российские паспорта по той же причине, чтобы не считаться легионерами в РПЛ. Но как только поступило предложение — один из них сразу же свинтил и теперь будет радовать болельщиков из Саудовской Аравии за безумные деньги. И не исключено, что Малком про российский паспорт даже больше и не вспомнит никогда.