По меньшей мере на этой версии настаивал известный комментатор Николай Озеров. Дело в том, что в 1961 году Майоров, уже будучи известным хоккеистом, вышел на замену в составе футбольного «Спартака». Как только мяч попадал к нему, трибуны начинали скандировать: «Шай-бу, шай-бу!» Вскоре клич переместился с футбольного стадиона на ледовые арены.
С двукратным олимпийским чемпионом (1964, 1968 гг.), шестикратным чемпионом мира «АиФ» поговорил о том, как «Красной машине» доехать до мирового «золота», о реальной цене олимпийской победы и комментаторском микрофоне, который Майоров навсегда отложил в сторону.
Фамилии не играют в хоккей
Борис Майоров: Прогнозы? За этим не ко мне. Перед отъездом сборной на чемпионат мира в Словакию я общался с игроками и тренерским штабом. Да, настроение у всех было прекрасное, рабочее. Но мы все знаем: победы просто так никому не даются.
Александр Боярский, «АиФ»: Овечкин, Малкин, Ковальчук, Кузнецов… Много разговоров о том, что у нас сильнейший за последние годы состав на чемпионате мира.
– А разве у американцев, канадцев или шведов состав намного слабее? Не сказал бы. Фамилии на бумаге не имеют значения. Важна командная работа. Без неё ничего не добиться. Сколько раз бывало, что не самая классная команда побеждала фаворитов? Вот вам последний футбольный пример. Никто в этой Лиге чемпионов «Аякс» всерьёз не воспринимал. А они великий «Реал» прошли, «Ювентус» с Криштиану Роналду прошли, им только 10–15 секунд не хватило, чтобы обыграть «Тоттенхэм» и выйти в финал. Вот что значит команда! Такую же страсть хочу видеть и в сборной России. Если ты едешь на турнир, то нужно выкладываться полностью, иначе зачем приезжать.
Кстати
Согласно исследованию Sports.ru, самой дорогой командой на чемпионате мира является сборная США. Совокупная зарплата её хоккеистов в этом сезоне 83,919 млн долл. (самый большой контракт у Кейна с «Чикаго» – 10,5 млн долл.). Сборная России находится на 2-м месте и «весит» 75,6 млн долл. (в лидерах – Овечкин («Вашингтон») – 9,5 млн, Малкин («Питтсбург») – 9,5 млн, Кузнецов («Вашингтон») – 7,8 млн). Сборная Канады – на 3-м месте (69,5 млн). Самый высокооплачиваемый канадец Таварес («Нью-Йорк Айлендерс») – 11 млн.
Мы уже пять лет не выигрывали мировое первенство, пора бы!
– Редко, но всё же бывает, что хоккеисты отказываются выступать за сборную: иногда из-за травм, иногда кто-то пропускает чемпионат мира из-за усталости после сезона в НХЛ. Ваше отношение к этому?
– В моё время и представить такое было невозможно. А вот после развала Советского Союза кто-то действительно думал: «Чего мне в этот совок возвращаться?» Но за последнее время я таких демаршей в сборной России не припомню. Бывают моменты, как, например, у защитника Ивана Проворова. Он бы рад приехать в сборную, но не заключил новый контракт с клубом НХЛ. Это объективная причина.
Должен ли тренер быть диктатором?
– Если отвлечься от чемпионата мира. Ваш родной «Спартак» недавно получил нового главного тренера – Олега Знарка, который до этого работал в СКА, «Динамо» и со сборной России выиграл Олимпиаду в Пхёнчхане. Довольны назначением?
– Что я могу сказать про Олега Знарка? Только пожелать ему удачи. Народ любит и уважает этого тренера. Кстати, о болельщиках. Открыл недавно газету, а там вроде сдержанный и тактичный артист Михаил Боярский на всю страну заявляет: «Спартак» займёт то место в чемпионате, которое ему укажет «Зенит». Это что за хамство такое? Уважение хоть какое-то к соперникам должно быть или нет? Или, кроме своего «Зенита», вообще ничего не видит?
– Возвращаясь к олимпийской победе сборной. Есть те, кто считает её неполноценной. Ведь НХЛ в Пхёнчхан своих игроков не отпустила, и, соответственно, Олимпиада не была соревнованием сильнейших.
– Существует в спорте золотое правило: каким образом, при каких обстоятельствах была добыта победа – забудется, останется только результат. Пройдёт время, и никто не вспомнит про отсутствие игроков из НХЛ, про сложнейшую победу в финале над якобы скромной Германией… Есть факт: сборная России – олимпийский чемпион, а завистники пусть говорят что хотят.
– Анатолия Тарасова, с чьим именем связана самая славная страница в истории нашего хоккея, считали диктатором. Справедливо ли утверждение, что только тренер с таким характером в нашем случае может привести команду к результату?
– Я сам работал тренером, поэтому обсуждать коллег не хочу. Да разве можно проводить параллели между временами Тарасова и сегодняшним днём! Это разные эпохи, и сравнивать, скажем, Тарасова и Воробьёва (возглавляет сборную с апреля 2018 г. – Ред.) просто некорректно.
– Вы тренировали финские клубы. Как в Финляндии относились к вам, т. е. к иностранному специалисту? Ведь не секрет, что у нас многие выступают против приглашения тренеров из-за рубежа.
– Проблемы существовали, конечно. Не могу сказать, что меня совсем не воспринимали, но определённая настороженность по отношению ко мне была. Помогал авторитет советского хоккея – мы в то время были лучшими. Кстати, наибольшее недопонимание тогда было с Ханну Аравиртой в «Йокерите», а сейчас чуть ли не приятели… А что касается иностранных тренеров у нас: я считаю, что если хороший, толковый тренер – пусть работает. Никому хуже от этого не будет. Тем более сейчас в России не так уж много иностранцев.
– Многие вас помнят как блестящего комментатора. Почему вы больше не работаете на телевидении?
– Отработал своё. Эту страницу перевернул. Даже в качестве эксперта особо нет желания выступать. Сейчас всё по-другому, чем было раньше. Серьёзный разговор о хоккее никому не нужен, рассказы о тактике неинтересны. Поэтому я теперь просто зритель, причём футбол смотрю гораздо чаще хоккея.
– Неожиданно! Что же сразу не сказали?
– Об этом в следующий раз.