АиФ.ru вспоминает футбольный матч 31 мая 1942 года в Ленинграде, доказавший, что «город мёртвых» жив и даже играет в футбол.
Число погибших в результате блокады Ленинграда идёт на сотни тысяч, выжить в том городе было большим чудом. И если бы не надежда, которую всеми силами поддерживали в себе жители города, умерших от голода и холода было бы гораздо больше. Но надежда жила, её поддерживали всеми возможными способами. Даже футболом.
Когда почти невозможно было стоять на ногах, под бесконечную канонаду бомбардировок, несмотря на листовки немецкой пропаганды, говорящие о том, что Ленинград — это город мёртвых, который сравняли с землей, ленинградцы играли в футбол. Именно в футбол.
Матч
Идея самой игры возникла в самый разгар блокады Ленинграда фашистскими войсками — в апреле 1942 года. Уже 6 мая 1942 года Ленгорисполком принял решение о проведении футбольного матча на стадионе «Динамо». Когда пришло время начинать игру (31 мая 1942 года), стало понятно, что на самом стадионе «Динамо», поле которого было усеяно воронками разорвавшихся снарядов, играть было невозможно. Очень кстати рядом оказалось запасное поле, вполне пригодное для проведения матча.
В матче участвовали команды ленинградского «Динамо» и ЛМЗ — команда Ленинградского металлического завода, которая тогда во всех хрониках была зашифрована, как «Команда Н-ского завода». Всего в игре принимали участие 22 футболиста.
За «Динамо» играли футболисты этой команды: кого забрали с передовой и тем самым, возможно, спасли жизнь, кого выписали из госпиталя... У ЛМЗ своего сосоявшегося коллектива не было, поэтому в команду вошли все, кто просто умел играть в футбол и к тому моменту мог стоять на ногах. Многим даже это давалось с большим трудом. Известна история Анатолия Мишука, выступавшего до блокады за ленинградский «Зенит». Его ради игры выписали из госпиталя с диагнозом «дистрофия». Он всё-таки смог выйти на поле и даже попытался в первые минуты забить гол, сыграв в штрафной головой. По привычке некогда могучий высокий форвард выпрыгнул в борьбе за подачу, выиграл её и попытался пробить по воротам. Но после соприкосновения головы с мячом он упал. Встать удалось лишь с помощью товарищей по команде.
Но волю ленинградцев в тот день, как и ни в один из последующих, было не сломить ни листовками, ни пулями, ни бомбами... Матч продолжился.
В итоге «Динамо» выиграло у ЛМЗ с крупным счетом 6:0. Тогда не старались соорудить никому не нужной искусственной ничьей, играли по-настоящему, даже в этом, показательном матче. Да, именно показательном. Ленинград показал фашистам, советским людям за пределами города, а главное — самим себе, что «город мёртвых» — это не более чем миф. Город живых — вот реальность.
С поля все футболисты уходили, обнявшись. Они понимали, что эти шесть голов принадлежали не футболистам «Динамо», они принадлежали всем им, всему Ленинграду. Да и идти истощённым футболистам, которые в критический момент ещё и всех себя оставили на поле, так было легче.
Память
С тех пор прошло более 70-ти лет. Последний участник матча, форвард ленинградского «Динамо» Евгений Улитин ушёл из жизни в 2002 году. И, несмотря на ставшее популярным высказывание «один город — одна команда», память о той игре жива. Все мы помним, что в Ленинграде, в нынешнем Санкт-Петербурге, есть ещё как минимум две команды, «Динамо» и ЛМЗ. Что бы не происходило, они навсегда останутся в истории, в сердцах болельщиков и даже людей, далёких от спорта.
В 1991 году на стадионе «Динамо» была открыта мемориальная доска с перечнем участников блокадного матча. Снимал покрывало именно Евгений Аркадьевич Улитин — последний на тот момент оставшийся в живых участник памятного матча. Надпись на мемориале гласит: «Здесь, на стадионе "Динамо", в самые тяжёлые дни блокады 31 мая 1942 года ленинградские динамовцы провели исторический блокадный матч с командой Металлического завода». В 2012 году, в память о 70-й годовщине той игры, на стадионе «Динамо» был открыт памятник.
Есть информация о целой серии подобных игр в блокадном Ленинграде, но достоверных данных ни об одном из них, кроме матча, состоявшегося 31 мая 1942 года, нет.