Примерное время чтения: 6 минут
4545

Программа провала. Как за 7 лет «похоронить» сборную России

Тренировка команды в преддверии товарищеского матча по футболу между сборными России и Венгрии.
Тренировка команды в преддверии товарищеского матча по футболу между сборными России и Венгрии. / Александр Вильф / РИА Новости

Двумя этими спаррингами команда завершает подготовку к Кубку конфедераций. Матч против венгров состоится в понедельник, 5 июня, на стадионе «Гроупама Арена» в Будапеште (начало в 21:45 по московскому времени), чилийцев наша команда принимает в Москве (пятница, 9 июня, «ВЭБ Арена», 19:00), напоминает АиФ.ru.

Станислав Черчесов, имеющий сейчас дело не так с розами, как с шипами, на каждую попытку взглянуть на сборную России под критическим углом реагирует агрессивной боевой стойкой. Главный тренер своих парней в обиду не даёт, а всякий, кто подвергнет сомнению потенциал вверенной ему команды, — в лучшем случае недалёкий дилетант.

Это не игра на публику, это выраженная позиция: другая поведенческая модель для главного тренера национальной команды неприемлема.

Понимаем. Поэтому двигаемся от частного к общему. 63 место в рейтинге ФИФА, на которое уверенно съехала наша сборная, — это прежде всего повод не игроков грязью поливать, а ломать систему, их воспитавшую.

Россия: программа провала

Если бы кресло президента РФС по-прежнему занимал Сергей Фурсенко, а не Виталий Мутко, перед сборной России стояла бы сейчас одна, но пламенная цель: победа в «домашнем» чемпионате мира 2018 года (уж не говоря о Кубке конфедераций). И никаких, как говорится, гвоздей!

Этот удивительный лозунг Фурсенко возвёл в своё время в абсолютную доминанту, но жизнь — такая подлая штука, что воплотить его в реальные дела Сергею Александровичу не дали. Попросили, скажем так, удалиться в связи с неудачей сборной на Евро-2012.

Наследники Фурсенко — Николай Толстых и Виталий Мутко — столь щедрыми обещаниями уже не разбрасывались. Более того, призыв Фурсенко за последние годы деградировал до формулировки «один из этапов подготовки» к неизбежным будущим победам. Это не гипербола и не аллегория: именно такие цели прописаны в очередной программе развития российского футбола, недавно принятой РФС к реализации. 

С того счастливого дня, когда Россия получила право провести чемпионат мира-2018, прошло семь с половиной лет. Соответственно, ровно столько же времени приходится слушать разговоры о том, что к 2018 году мы должны, обязаны, не имеем права не собрать сильную, молодую, прогрессивную, отвечающую всем современным требованиям команду.

Что вместили в себя эти годы?

Написаны целых две программы развития футбола («Стратегия-2020» и ныне действующая «Стратегия-2030»), одна успешно похоронена («2006-2016»). Конкурентоспособное поколение, выигравшее для страны бронзовые медали чемпионата Европы 2008 года, почти сошло с дистанции: Акинфеев, Жирков и Самедов — его последние «осколки». Ни один из западных клубов не проявил интереса к российскому рынку («легионеров» в призыве Станислава Черчесова — ровно ноль). Несколько раз менялось «правило лимита», ограничивающее права иностранцев в чемпионате России. Сам чемпионат перешёл на систему «осень-весна». Посещаемость его вяло, но стабильно падает (сезон-2010 — в среднем 12 тысяч зрителей на матче, сезон-2016/17 — 11500).

Набирает ход натурализация «легионеров» (Нойштедтер, Гильерме и Фернандес — уже россияне, на подходе ещё пара кандидатов). Последний еврокубковый триумф датирован 2008 годом («Зенит», Кубок УЕФА). Национальная сборная сменила пять тренерских штабов (три из них — иностранные, имени Хиддинка, Адвоката и Капелло), провалила 4 крупных турнира (2 чемпионата мира и 2 чемпионата Европы) и находится сейчас посреди седьмого десятка мирового рейтинга...

Это факты. С ними при всём желании не поспоришь.

Германия: программа успеха

А теперь — контрастный душ.

На рубеже веков вдруг выяснилось, что футбол Германии в кризисе. Национальная сборная опозорилась и на чемпионате мира-1998 (выход в ¼ финала), и на чемпионате Европы-2000 (невыход из группы), но смену поколений в актуальную повестку дня включить не удалось: новые таланты что-то неожиданно не подросли.

Немцы не были бы немцами, если бы не взялись за решение проблемы с чувством, с толком, с расстановкой. К концу 2000 года Немецкий футбольный союз разработал и вынес на суд широкой (не только, стоит подчеркнуть, футбольной) общественности федеральную программу поиска и развития талантов: Talentforderung.

Программа подразумевала несколько параллельных уровней финансирования и исполнения (федеральный, земельный, муниципальный, клубный), была разбита на этапы по срокам реализации и имела ясную цель: сборная Германии должна вернуться в элиту мирового футбола и стать чемпионом мира. Ответственным за её реализацию был назначен обладатель «Золотого мяча-1996» Маттиас Заммер.

Программа заработала уже через два года, в 2002. Её фундамент — 360 региональных центров футбола (так называемые «опорные пункты», Stützpunkte), равномерно распределённых по всей территории страны. Через них ежегодно проходит около 600 тысяч мальчишек, и около 14 тысяч самых способных продолжают обучение вплоть до 14 лет.

Следующий уровень отбора — «профессиональные центры» (Leistungszentren), их в Германии около 50. При этом 36 из них созданы при профессиональных клубах, для которых наличие такого центра является обязательным условием сертификации. Кроме того, в структуре отбора присутствуют «элитные школы» (Eliteschulen). Это общеобразовательные школы, сотрудничающие с профессиональными футбольными центрами.

В 2007 году, когда Talentforderung набрала ход и дала первые ощутимые результаты, Германия отказалась от лимита на легионеров: надобность в искусственном усилении клубов отпала, тогда как требования конкуренции для собственных воспитанников, напротив, резко возросли.

Это база. Дальнейшая детализация программы, которой немцы скрупулёзно следуют до сих пор, уведёт нас в такие дебри, что и через год не выбраться. Пусть этим занимаются специалисты РФС, а мы для себя зафиксируем ряд фактов.

Начиная с 2006 года (кстати говоря, чемпионат мира проводился в Германии) национальные сборные Германии по всем возрастам — неизменные фавориты всех без исключения турниров. «Взрослая» за это время взяла две «бронзы» чемпионатов мира (2006 и 2010) и выиграла титул в 2014, «серебро» (2008) и две «бронзы» (2012, 2016) чемпионатов Европы.

Юношеские и молодёжные титулы — не сосчитать, да и подпитка главной команды говорит о многом: чемпионы Европы-2008 (до 17 лет) — Шкодран Мустафи, Марк-Андре тер Штеген, Марио Гётце, Бернд Лено; чемпионы Европы-2009 (до 19 лет) — Свен Бендер, Ларс Бендер, Штефан Райнартц, Рон-Роберт Цилер; чемпионы Европы-2009 (до 21 года) — Мануэль Нойер, Месут Озил, Матс Хуммельс, Сами Хедира, Бенедикт Хёведес, Деннис Аого, Андреас Бек, Марсель Шмельцер, Марко Марин; чемпионы Европы-2014 (до 19 лет) — Йошуа Киммих, Юлиан Брандт...

На Кубок конфедераций, который пройдёт в России с 17 июня по 2 июля, главный тренер сборной Германии Йоахим Лёв (бессменно работает с 2006 года, а до этого в течение двух лет был ассистентом Юргена Клинсмана) везёт экспериментальный состав. Причём конкуренция за место в команде настолько высока, что, будь у Лёва такая возможность, он легко собрал бы несколько равноценных команд.

Мораль всей этой истории настолько проста и очевидна, что не требует никаких комментариев. Россия и Германия имели примерно равные стартовые позиции, приблизительно схожие проблемы и сопоставимый срок для их решения. Как они своими шансами воспользовались — лучше даже не сравнивать...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы