В понедельник стало известно, что 74% акций футбольного клуба «Крылья Советов» из Самары были проданы адвокатом Андреем Пашковым местному гиганту, производящему ликероводочную продукцию и безалкогольные напитки, комбинату «Родник». А тот факт, что этот комбинат после покупки, числа до 25 марта 2013 года, передаст все эти акции правительству области, добавляет ситуации еще больше пикантности и неординарности.
Где это еще видано, чтобы производитель водки приобретал акции клуба у, по большому счету, физического лица, чтобы потом передать их государственному учреждению. Умом Россию не понять... Причем 26% акций по прежнему будут оставаться во владении адвоката. И, если при финансовых вливаниях со стороны областного бюджета, клуб станет успешным и акции подскочат в цене, адвокат Пашков с радостью снимет свою часть сливок.
Этот интересный случай заставил задуматься, а кому же принадлежат российские футбольные клубы? Оказалось, что большинство из них находятся в прямом владении разными субъектами Российской Федерации — судьба, которую в скором времени разделят и «Крылья Советов», несмотря на заверения специалистов, что государственная собственность в профессиональном футболе наименее эффективна. Далее идет также государство, но в более опосредованной форме — через государственные предприятия. И лишь на третьем месте по количеству в России стоят частные футбольные клубы.
Итак, напрямую государству принадлежат: «Терек» из Грозного (правительство Чеченской Республики), «Мордовия» из Саранска (администрация Республики Мордовия), казанский «Рубин» (администрация Республики Татарстан), «Ростов» (администрация Ростовской области), «Волга» из Нижнего Новгорода (администрация Нижнего Новгорода). В скором времени к этому списку добавится еще и клуб «Крылья Советов».
Владикавказской «Аланией» владеет госкорпорация «РусГидро», московским «Локомотивом» — дочка ОАО Российские Железные Дороги — «ТрансТелеКом», акции питерского «Зенита» распределены между «Газпромбанком» и компанией «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» («Газпром»), 74% акций московского «Динамо» принадлежат банку ВТБ (контрольный пакет принадлежит государству).
В частном же владении находится не так много клубов, как того хотелось бы. Не так давно к этому списку присоединился махачкалинский «Анжи», 80% акций которого сосредоточены во владении Сулеймана Керимова. Контрольный пакет акций «народной» команды — московского «Спартака», принадлежит вице-президенту компании «ЛУКоил» Леониду Федуну. «Кубанью» из Краснодара на 75% владеет ЗАО «ИСК-Инвест» и еще 25% акций принадлежит администрации Краснодарского края. Другая кубанская команда «Краснодар» стала плодом деятельности и полноправным владением главы сети «Магнит» Сергеем Галицким. А такая общественная организация города Пермь, как футбольный клуб «Амкар», находится во владении ОАО «Минеральные удобрения», контрольный пакет которой сосредоточен в активах «Уралхима», 86% которого принадлежат ее председателю совета директоров Дмитрию Мазепину.
И, наконец, самая сложная ситуация у столичного ЦСКА. Одно только расследование того, кому принадлежат акции «армейского» клуба удостоилось целой статьи в Forbes. На бумаге 51% акций принадлежит компании «АВО-Капитал». Остальные 49% сосредоточились в английской фирме Blue Castle Enterprises Limited, которая только в 2012 году выкупила у министерства обороны РФ почти четверть футбольного клуба за... 353 тысячи долларов, хотя стоимость этого пакета оценивалась в 6 миллионов долларов.