Примерное время чтения: 7 минут
2525

Куда посол Неймар. Три относительно честных способа обмануть УЕФА

Сюжет Переход Неймара из «Барселоны» в ПСЖ
Неймар.
Неймар. / Pasya/ AFLO / www.globallookpress.com

УЕФА нужно сохранить лицо

В пятницу, 4 августа, Его Высочество Неймар да Силва Сантос Жуниор прибудет в Париж для завершения перехода в «ПСЖ». Информированные источники сообщают, что личные условия контракта согласованы: соглашение рассчитано на пять лет, в течение которых форвард получит 150 миллионов евро «чистыми». Суммарные же затраты на «сделку века» совершенно точно превысят невероятные 500 миллионов евро, и это только та часть схемы, которая просчитывается без особых проблем.

Статус исторического события гарантирован трансферу Неймара еще и по другой причине. На этом примере пройдет жесткую проверку принцип финансового фэйр-плей (Financial Fair Play Regulations, FFP), усердно продвигаемый УЕФА в качестве инструмента борьбы за футбольное равноправие и справедливость.

Суть его заключается в том, чтоб клубы не тратили не больше, чем могут заработать. Совокупный убыток любого клуба, находящегося под юрисдикцией УЕФА, не должен превышать 30 миллионов евро за 3 последних года. Нарушение влечет за собой крупный штраф или дисквалификацию (московское «Динамо», исключенное в 2015-м из розыгрыша Лиги Европы, прошло именно этим путем).

Потратить полмиллиарда «ПСЖ» может. Заработать — ну никак. Стало быть, задача клуба — технично, на серии красивых обманных движений, обойти закон, позволив надзорному органу, то есть УЕФА, сохранить лицо. Или хотя бы его подобие.

Цифры и факты не говорят даже, а кричат о том, что это невозможно. Ход событий заставляет верить в обратное: сделка в самое ближайшее состоится, а армия юристов постарается обеспечить ей все признаки легальности.

Неймар — проклятие президентов

Для президента «Барселоны» Хосепа Бартомеу продажа Неймара означает конец карьеры. Давно не секрет, что его индекс его авторитетности колеблется вокруг нулевой отметки. Лидеры команды во главе с Лео Месси своего президента в грош не ставят, последние результаты «Барсы» можно расценить как катастрофу, а утрату такого актива, как Неймар, — как приговор.

Для пущей ясности: у «Барселоны» около 150 тысяч владельцев, и примерно 110 тысяч из них имеют право голоса. До импичмента в таком раскладе — рукой подать. Ирония еще и в том, что 3,5 года назад предшественник Бартомеу Сандро Росель досрочно покинул президентское кресло как раз из-за Неймара. Точнее, из-за судебной тяжбы, возникшей по итогам трансфера бразильца из «Сантоса».

Бартомеу сопротивлялся уходу Неймара как мог. Но решающий аргумент, прописанный в контракте, ему неподконтролен. У аргумента есть название: клаусула, то есть сумма отступных, при выплате которой клуб, владеющий контрактом, не может препятствовать уходу игрока. Согласно этой самой клаусуле права на Неймара можно выкупить за 222 миллиона евро.

Фонд Qatar Sports Investments (принадлежит королевской семье Катара), владеющий контрольным пакетом акций «ПСЖ», воспользовался опцией, хотя еще пару лет назад казалось, что «Барса» подстраховалась вполне надежно и может ни о чем не волноваться. 222 миллиона — могучий якорь. Но и он не удержал Неймара.

— Что будет, если за Неймара предложат сумму отступных? — только и осталось сказать Бартомеу. — Мы говорим о суммах, которые просто невозможно перечислить, не нарушив финансовый правила FFP. Если кому-то нужны проблемы, то, конечно, пункт в контракте может быть активирован.

Маневрируй, или проиграешь!

Понятно, что «ПСЖ» не намерен бездумно рисковать такими деньгами: полмиллиарда (да больше, больше!) даже под ногами у катарских шейхов не валяются. Вариантов легализации сделки по основным признакам несколько. Как минимум три.

Первый. Выплаты по Неймару производятся траншами в течение нескольких лет, что, скорее всего, позволяет «ПСЖ» держать баланс FFP на грани допустимого, но резко ограничивает возможности клуба в будущих трансферных периодах. Что, соответственно, прямо отражается на чисто спортивных возможностях и амбициях.

Второй. «ПСЖ» как юридическое лицо вообще исключается из схемы. Плательщиком становится сам Неймар, которому нужно всего лишь найти 222 лишних миллиона и выкупить у клуба свой контракт.

Деньги у Неймара есть, но вряд ли они лишние. Это не беда. Тот самый фонд Qatar Sports Investments готов, по слухам, готов поставить парня на зарплату в качестве официального посла чемпионата мира-2022, который пройдет в Катаре. Речь идет примерно о 300 миллионах евро за 5 ближайших лет, которых хватит на все, да еще останется.

Третий. «ПСЖ» покупает Неймара и выходит на рынок с целым ворохом предложений по продажам. Европейский рынок работает до 31 августа, товар у парижан качественный. Общая трансферная стоимость игроков французского футбольного монстра, по данным специализированного портала transfermarkt.de, составляет 485 миллионов евро. Продав хотя бы половину состава, можно, пожалуй, свести текущие дебет и кредит.

Сюжет еще не исчерпан

Мир следит за сериалом «Приключения Неймара» во все глаза. Рейтинги у него просто сумасшедшие, резонанс зашкаливает, главные герои феерически популярны. Сюжетная линия вроде бы очевидна, но глупо думать, будто хэппи-энд неизбежен: наделенных правами и полномочиями оппонентов у героев фильма в избытке.

В том числе в УЕФА, который прекрасно понимает, что его авторитет именно в эти дни проходит проверку на прочность. Или твой закон — дышло, или докажи, что все честнее честного.

Директор департамента УЕФА по лицензированию Андреа Траверсо — исполнитель роли не второго даже, а третьего плана. Но это временно, его звездный час обязательно наступит, тем более что Барселона, по слухам из источников, близких к осведомленным, уже пишет на Париж «телегу».

Траверсо пока не вышел из тени, ограничившись коротким заявлением:

— Мы предельно тщательно проверим трансфер Неймара, если он случится. УЕФА рассмотрит все детали, чтобы гарантировать, что сделка соответствует правилам FFP. Проверка состоится вне зависимости от того, поступит от «Барселоны» жалоба или нет. «ПСЖ» должен соблюдать правила, как и все другие клубы в Европе.

Еще одним интересантом можно считать профессиональную футбольную лиги Испании (LFP). Потеря Неймара — серьезный удар по ее авторитету и даже, возможно, по благополучию, поэтому глава LFP Хавьер Тебас горячо поддерживает «Барсу».

У лиги есть и права, и возможности подвергнуть сделку самому детальному анализу, а если вдруг признаки криминала будут обнаружены — наложить на нее вето. Сам Тебас, по его признанию, не понимает, как «ПСЖ» может провернуть трансфер, не нарушив правила FFP.

Накануне отъезда в Париж Неймар в сопровождении представителей «ПСЖ» отметился в офисе лиги, но визы на выплату «Барсе» 222 миллионов французы не получили. Выяснилось, что право активировать клаусулу имеют только испанские клубы. Логика подсказывает, что теперь «ПСЖ» должен перевести деньги напрямую «Барселоне», а та уже будет решать вопросы с LFP.

Нечистый на руку Париж

Кстати, у парижского клуба во взаимоотношениях с УЕФА неважный бэкграунд. Он стал одним из первых, кого поймали за руку, едва только правила FFP заработали в полную силу.

В 2014 году УЕФА забраковал спонсорский договор между «ПСЖ» и Министерством туризма Катара. Наказанием стали 60 миллионов евро штрафа и ограничение клубной заявки на участие в Лиге чемпионов с 25 игроков до 21.

Но юристам «ПСЖ» палец в рот не клади. Дождавшись, пока волна интереса к делу схлынет, они добились того, что сумма штрафа была снижена втрое. В санкционном списке было 9 клубов (включая не менее богатый «Манчестер Сити», а также тройку делегатов от России — «Зенит», «Рубин» и «Анжи»), но «ПСЖ» оказался единственным, кому удалось добиться смягчения приговора...

Кто старое помянет, тому глаз вон. В УЕФА сейчас свежее, незапятнанное руководство, но упускать плохую кредитную историю «ПСЖ» из виду все-таки не стоит. В «деле Неймара» столько подводных камней и встречных течений, что любая мелочь идет по цене золота.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы