— Геннадий Сергеевич, сборная Италии — победитель Евро-2020. Заслуженно, на взгляд? Вы делали ставку на итальянцев?
— Конечно, я хотел, чтобы победили итальянцы, по простой причине: это современный футбол. Это скоростная комбинационная игра и, конечно, мастерство тренера. Все запасные игроки, выходившие на замену, только добавляли скорости атакам, усиливали игру. У итальянского тренера Манчини была большая скамейка запасных. Даже когда в финальном матче ушёл Кьеза (бесспорно, один из лучших игроков этого первенства, открытие чемпионата), то Бернардески, вышедший ему на замену, держал «ту же температуру», накал страстей. Вот если бы Стерлинг сел на замену у англичан, у сборной Англии, я думаю, вообще не было бы атак. И потом Манчини удалось создать настоящую футбольную семью. Один за всех и все за одного. Они даже играли с улыбкой. Испанцы были очень похожи на них по игре на этом турнире. У итальянцев каждый игрок — это движение, ну, кроме, может, двух центральных. Но защитник Бонуччи ещё и послематчевые пенальти забивал.
А англичане — прагматики. В финальном матче быстрый гол в ворота соперника надломил их. Забить на второй минуте — это очень опасно. А дальше-то что? Удерживать счет, аккуратно играть? Вместо того чтобы самим атаковать, пытаться развить успех, они ушли в оборону и поплатились. Хотя со своим прагматизмом англичане многого добились, дошли до финала. Сборная Англии — это прежде всего организация игры по выражению самого тренера (его часто давали крупным планом), очень сурового мужика Гарета Саутгейта. Англичане такой суровостью и отличались на этом турнире. Даже когда они вели в счете в финале, у них не было раскованности, улыбок. Почему большинство людей болели за итальянцев? Потому что они романтики футбола. Старались как можно больше забить, постоянно атаковали. Так когда-то, году в 1982-м, играли французы. Поэтому у меня до сих пор этот чемпионат мира остался в памяти. Такой футбол нравится большему количеству людей.
С другой стороны, и немцы массу побед одержали благодаря прагматике. Это бразильцы и аргентинцы всегда на импровизациях играют. А немцы — машина, которая много раз побеждала. Порядок бил класс. Всегда идет такое соперничество. Главное — смотри на табло. Кто победил? Сейчас победили итальянцы, и это развитие футбола. В таком направлении надо всем развиваться. И нам в первую очередь.
— Не только же команды-финалисты отличились? Венгры, датчане, швейцарцы тоже радовали нас хорошим футболом. Разве нет?
— Этот турнир был очень интересным с точки зрения разных подходов. Не было команд, которые копировали кого-то. У каждой была самобытная игра. Три сборные — Северная Македония, Турция и, увы, Россия — никому не могли составить конкуренцию. Даже финны были более боеспособными, чем наши футболисты. У всех команд, вышедших из своих групп, были командный дух, сыгранность, стремление играть в атакующий футбол, ну и мастерство игроков. Почти все сборные, за исключением трех перечисленных, выглядели очень прилично.
Венгры покорили своей самоотдачей. Почему нам бы не взять с них пример? Что у них другое по сравнению с нашими футболистами? А чехи? Они же держали темп все 90 минут матча. Главный (теперь уже бывший) тренер сборной России Станислав Черчесов заявил, что команда хорошо подготовилась. Чего же там хорошего? Мы ничего не увидели. Ни в идеях игры, ни в движении, ни в самоотдаче. На 60-й минуте уже можно было менять полсостава нашей сборной. И на этом фоне как ярко выступили украинцы, попав в четвертьфинал, прошли выше по турнирной таблице, опередили Португалию и Германию. Это большой успех украинского футбола. Украинцы индивидуально сильнее наших игроков, всегда стремились играть в пас даже в труднейших ситуациях.
— А какой матч показался вам самым интересным?
— Самый драматичный и интересный матч, на мой взгляд, — это Франция — Швейцария. Команда Швейцарии продемонстрировала фантастический командный дух! Когда Погба забил третий мяч, счет стал 3:1. Причем француз забил мяч такой красоты, такого мастерства, что после него швейцарцы должны были деморализоваться. Ничего подобного. Петкович (тренер швейцарцев) — гений тактики. Он не бегал по кромке поля и не размахивал эмоционально руками. Но всё работало как часы. Французы были фаворитами, но им не хватило командного духа. Они уступили швейцарцам по пенальти. Поэтому я аплодирую швейцарцам.
Мбаппе имел шанс забить и с игры, и с пенальти. Но не забил. Всё бывает. Он уже великий футболист. Оценивается на трансфере как самый дорогой футболист в мире. Какие у него скоростные качества, рывки с места! Его же не поймать!
Не согласен с Андреем Аршавиным, который сказал, что финал получился незрелищным. Все финалы сложные. Редко в матче за первое место много голов забивают, потому что это игра двух сильных команд.
— Только ленивый не пнул нашу сборную. Уже всё главное было сказано, но все-таки…
— Я понял ваш вопрос. Футболисты — это управляемые люди. Черчесов сам доказал в 2018 году на домашнем ЧМ, что этими игроками можно управлять. Эти же футболисты могли сыграть и лучше. Но не сыграли. На этом турнире сборная России была неуправляемой, поэтому Черчесова и уволили. Так бывает, когда тренерскому штабу не удаётся раскрыть игроков.
— Теперь опять говорят о том, чтобы на должность главного тренера пригласить иностранца. Но на эти грабли уже не раз наступали…
— Ну Хиддинк же принёс нам какой-никакой успех.
— А сколько денег пришлось заплатить Фабио Капелло: 7,5 млн евро годовая зарплата и неустойка в 22,5 млн евро. Достижения Капелло в качестве главного тренера сборной России по футболу не тянут на эти деньги, согласитесь?
— Я вам раскрою маленький секрет о том, как Капелло стал тренером сборной России. Был период в середине 2000-х, когда наше правительство стало много чего делать, чтобы получить право проведения Олимпийских игр, чемпионата мира по футболу, других больших международных спортивных турниров. Капелло очень авторитетен в мире спорта, и футбола в частности, поэтому участвовал в разных мероприятиях, представляя нашу страну. Грубо говоря, был нашим послом, если угодно, нашей скрепой с мировым спортом. Он очень хорошо выполнил свою миссию, ведь в итоге мы получили и зимние Олимпийские игры, и чемпионат мира по футболу.
Вот почему ему платили такие деньги. Его так благодарили за потрясающую, хотя, может быть, и скрытую работу.
Я был поражен, когда Капелло набрал в сборную России молодых ребят. У него играл один защитник, который не попадал даже в основной состав своей команды в чемпионате РПЛ. Все-таки в сборной должны играть сильнейшие игроки. Но Капелло шёл на смелые эксперименты. Контакта с игроками у него тоже не было. И так далее.
— Опять говорят о том, чтобы уменьшить лимит на легионеров. В сотый раз — о том, что нужно заниматься детским футболом. Говорят-говорят, но ничего не происходит. Почему?
— Сейчас, когда в РФС пришёл Дюков, все-таки стали заметны хоть какие-то шаги. Одну команду («Чайка» — Ред.) наказали за договорной матч. Впервые. Доказали, что договорные матчи существуют. Значит, они есть везде. Отдельно проводят турниры, где скауты просматривают всю молодёжь, которая есть. На Дальнем Востоке появилась своя лига. Договорились с Минобрнауки о том, что второй или третий урок физкультуры может быть игрой в футбол. Какие-то шаги делаются. Но они пока маленькие. Здесь нужна большая помощь государства. Тренеры, работающие в наших ДЮСШ, получают архималенькую зарплату от государства: 8-12 тысяч. Кто пойдет на такие деньги работать? Отсюда и идут всякие перекосы.
В середине июля должно быть подведение итогов. Вице-премьер Чернышенко обещал представить комплекс мер по развитию футбола. Конечно, надо футбол реформировать в стране, задействовать как можно больше территорий. Чтобы больше мальчишек (и теперь уже и девчонок) играли в футбол. Надо вернуть «Кожаный мяч» в том объеме, в котором он был когда-то, чтобы играли класс на класс, школа на школу. Это же не так сложно. Нужна лишь политическая воля. Директора школ, преподаватели физкультуры тоже должны обратить на это внимание. Надо этим заниматься. Спорт — государственное дело. Сегодня уже нет таких пустырей и дворов, где мы в своем детстве играли в футбол. Сейчас всё законопачено гаражами и торговыми центрами. Но можно использовать школьные стадионы. Мы в Санкт-Петербурге живём рядом с Финляндией, где около 100 футбольных полей с крышей. Почему у нас этого не сделать везде? В том же Томске, например, где были славные футбольные традиции. Там до сих пор нет стадиона. Сделайте его с крышей, как в Екатеринбурге. Развитие футбола должно быть повсеместным.