Однако споры вокруг фигуры Слуцкого не утихают. И феномен Слуцкого в том, что заслуженные победы главного тренера всё равно пока не сделали его предметом неистового обожания в среде армейских болельщиков. Понять, как это возможно, хотелось бы и мне самому, преданному армейцу!
Я сбился со счёта, сколько статей с критикой специалиста я выпустил в СМИ и на собственных ресурсах. Я проклинал его за провалы прошлого сезона и фиаско со шведским АИКом, писал письмо президенту ПФК ЦСКА Евгению Гинеру с требованием уволить Слуцкого после серии неудач с «Динамо», «Спартаком» и «Рубином» в этом году. Я желал ему и ухода, и удачи одновременно, радовался победам клуба в чемпионате и Кубке, которые смягчили сердца многих армейцев, и всё равно видел массу критических статей в газетах о Леониде Викторовиче.
Запутался в оценке его работы далеко не я один. Не я один не просто критиковал, а поливал Леонида Слуцкого, не выбирая выражений. И сейчас, когда пришло время триумфа, ряды критиков, казалось бы, должны находиться в самом смешном и нелепом положение. Однако критики всё равно остались.
Самое правильное, что можно было бы сказать в данной ситуации, – результат на табло. И с этим постулатом согласны все болельщики и ЦСКА, да и вообще, болельщики футбола. Путь в большой футбол, большой тренерский путь наконец-то открылся самой широкой дверью.
Однако во многом верно и то, что Леонид Слуцкий был не единственным творцом победы клуба. ЦСКА победил за счёт достаточно сплочённого коллектива, не сплочённого так, как было «при матушке», но сплочённого, в отличие от коллективов ближайших конкурентов. Основная проблема питерского «Зенита» и «Анжи» в том, что в какой-то момент рулить командой стали игроки, а не тренеры. В «Зените» наши соотечественники, в «Анжи» – важные мировые шишки, а руководство либо потворствовало этому, либо уже ничего сделать не могло.
Спады в игре конкурентов, которые можно назвать и успешной попыткой самоустранения из чемпионской гонки, позволили армейцам, которых тоже бултыхало в ходе сезона, уверенно держаться на первом месте! Это уникальное достижение ЦСКА, ведь даже в последнем туре конкуренты ЦСКА устранились от догонялок чуть ли не демонстративно.
Безусловно, относительный баланс в рядах армейцев стал возможен и благодаря подходам Слуцкого, но непременно благодаря незримой, но очень эффективной работе Евгения Гинера. «Женя вернулся и выкрутил всем непонимающим кое-что», – говорили знатоки раздевалок в армейских рядах. Собственно, панические оценки себя в оценках Слуцкого его критики в итоге оставляли с лёгкостью на совесть Гинера: мол, когда ничего не понимаешь, доверься чутью Ленноровича, он и вытащит.
С облегчением многие перевели стрелки на Евгения Ленноровича – раз уж он выбрал этого тренера, то увидел то, чего мы увидеть не можем. Синдром «Мудрого гения Вождя» в данной ситуации оказался как нельзя кстати.
Посылы к тому, что при дефиците больших денег Гинер взял тренера «эконом-класса», имеют право на жизнь, ибо золотой дубль случился только в этом году, а предыдущие три года Слуцкий, конечно, выходил в высокие стадии Лиги Чемпионов, но главного – золота чемпионата – взять не мог.
Однако за всеми этими делами мы забываем самое важное, то, что требуем от всех Вождей клубов, а потом благополучно спускаем в унитаз болельщицкой ярости при неудачах! Тренеру нужно время на адаптацию, срок, при котором его никто не трогает и не дерёт шкуру. Помимо хорошего набора футболистов, тренеру нужно время и лояльность болельщиков.
Леонид Слуцкий пришёл после победителя, выигравшего всё, что только можно, – Валерия Газзаева. И уже потому был обречён на нелестные сравнения.
Леониду Слуцкому дали очень хороших игроков и не прощали его фраз о том, что эти игроки зарабатывают меньше, чем в первых
Леонид Слуцкий в силу своей аутентичности, внешней мягкости и интеллигентности не сошёлся с болельщиками, которые буквально в первые месяцы его работы приехали на базу и не спрашивали «почему», а сразу требовали «когда». Когда уйдёт, разумеется. После таких пикировок рассчитывать на взаимную симпатию трудно. И можно подумать, как нелегко было Леониду работать в таком режиме.
В мире полно тренеров, которые не находят контакт с основной аудиторией. И любимый Слуцким Моуринью – тому ярчайший пример. Только Моуринью завоевал особое отношение, в том числе негативное, взяв перед этим с десяток умопомрачительных трофеев высшего достоинства, а ЛВС был отхлёстан сообществом с трибун ещё до списка трофеев.
Но такова тренерская доля. Сегодня ты герой, а завтра даже самого любимого и уважаемого толпа растопчет. И это не то что плохо – это природа футбола. Вспомним Валерия Газзаева, Олега Романцева, самые свежие примеры – это круговорот критики вокруг сверхуважаемых в национальном масштабе специалистов, Гуса Хиддинка, добившегося высшего достижения со сборной России, и Славена Билича, который со своей Хорватией как раз и позволил Гусу и его парням пойти на Чемпионат Европы добиваться этого самого высшего достижения. А сейчас оба сидят и думают: что мы здесь забыли, кто виноват и что делать?
Поэтому, говоря о феномене Слуцкого, прежде всего, стоит сказать о феномене Моуринью, с учётом особенностей, конечно. Собственно, многие ведь и сравнивали Слуцкого именно с Моуринью. Ну, вот мы и пришли к этому сравнению снова.
И тем не менее именно победами устлан путь любого специалиста к признанию, вне зависимости от того, злой тренер в общении с социумом, мудрый или добрый.
Поэтому, вспоминая советскую поговорку: «Терпение и труд всё перетрут», хочется пожелать Леониду Слуцкому упорным трудом ломать стену недоверия и доказывать всем всё реальными делами. И я присоединяюсь к поздравлениям!
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы Российского футбольного союза, журналист, блоггер, ведущий передачи «ФанZона». |