231

Андрей Малосолов: Значение символов

Болельщики «Рубина», выступающие против новой эмблемы клуба. Фото: РИА Новости

Руководство провело еще один ребрендинг ФК, изменив эмблему, цвета, клубный сайт, и идеологические постулаты.

Если честно, такого форменного безобразия и издевательства над клубной символикой в российском чемпионате представить себе трудно. Высказывая свое собственное мнение, я разумеется, опираюсь и на мнение не только болельщиков, но и профессиональных маркетологов. А поскольку я сам читаю лекции по спортивному менеджменту и маркетингу в МФПУ Синергия, то ребрендинг «Рубина» я уже окончательно и бесповоротно записываю в пример неудачных маркетинговых действий.

Итак, по сути проведенного ребрендинга. В результате «гениальных» решений заказчиков эмблема «Рубина» приобрела форму круга, в который поместили изображение Зиланта, мифического дракона, символа Казани. Крылья дракона вылезают за пределы круга, отчего эмблема становится менее динамичной. Сам дракон напоминает не грозное существо, а неудавшуюся композицию из детских книжек. Лапы у несчастного Зиланта не драконьи, а куриные.

Надпись «Рубин» и дата рождения клуба не исполнены какой-то торжественной или благородной вязью, расположены по кругу, не видны с расстояния. Красный цвет круга, на котором настаивали болельщики команды, скомкан, как будто выброшенная в урну цветная бумага.

Матч второго квалификационного раунда Лиги Европы «Рубин» - «Ягодина». Фото РИА Новости

Отдельного упоминания требует дизайн сайта, в котором сочетание лозунгов и идеологией отсылает не к футбольному клубу, а к небольшой политической партии. Да и даже избиратели этой пресловутой партии не поняли бы смысла лозунгов — они свалены в кучу и имеют сложно направленный характер. Это позволяет уже говорить не о политической партии, а о девизах какой-то корпорации или производства, где сотрудники обязаны носить одинаковые красные галстуки, юбки сильно ниже колена, безудержно молиться на президента компании (ненавидя его всей душой при этом), и петь в 8 утра помпезный гимн корпорации!

Набор лозунгов: целеустремленность, толерантность, преданность, совершенно не подходят к идеологии современных футболистов. Толерантность многих из них известна толерантным отношением к местной валюте. Целеустремлённость имеет общее понятие, не объясняющее к чему именно целеустремляться — к победе в Чемпионате России, Лиге Чемпионов, Лиге Европы или где-то еще? Преданность? Ну это к фанатам клуба, а не к футболистам или менеджменту клуба, среди которых почти нет выходцев из Казани или Республики Татарстан.

Вот и идеологемы: «Мы верим, что футбол — мощнейший катализатор индивидуального спортивного и общественного прогресса...», «достигать неограниченных свершений через постоянные изменения....»

Тьфу, какой же бред, который к футболу не должен иметь никакого отношения!

Самое неприятное в данной истории, что с болельщиками клуба все новации не были каким-то образом согласованы. Им представили результат ребрендинга непосредственно перед игрой с сербским клубом «Ягодина» в Лиге Европы. Вид нового образа родного клуба вызвал у фанатов и болельщиков поистине ровно такую же ярость, какую у заказчика вызвал плакат кисти Кисы Воробьянинова в книге «Двенадцать стульев».

Смех всего Интернет-пространства, гостевых болельщиков разных команд, специалистов, не говоря уже о профессиональных маркетологах, буйно разносился над Российской Федерацией.

Все бы посмеялись и угомонились, если не считать, что новая эмблема уже вписана в реестр УЕФА, нормативные акты РФС и Премьер-лиги, фигурирует во всех соответствующих документах.

Интересно было бы посмотреть на руководство клуба, которому принесли все эти эскизы на утверждение!

Болельщики «Рубина» во время матча против «Ягодины». Фото РИА Новости

Реакция болельщиков не заставила себя долго ждать. Они отказались от приобретения нелепой символики на всех болельщицких носителях, сообщили, что не признают символики, которая даже не столько не соответствует клубной истории, сколько, по сути, эстетически не доработана. И пообещали всем коллаборационистам, которые согласятся с таким ребрендингом на секторе, «начистить физиономию».

Удивительно, но гнев общества вызвал не сам факт авторитарного продавливания логотипа клуба, с которым действительно трудно согласится, а именно последняя фраза в заявлении болельщиков. Тут же отметился Василий Уткин и сонм правозащитников, реагирующих на определенные импульсы и ключевые слова.

А вот лично я — полностью на стороне болельщиков и поступил на их месте точно также. Равно как на месте любого человека, которому пообещали отремонтировать дверь, а снесли стену, вырвали не тот зуб или вместо тосола в радиатор залили машинное масло, можно было (как минимум) схватить исполнителя за шиворот и спросить, какого дьявола сделали так, а не иначе.

И ведь самое интересное в том, что команда, которая в «Рубине» отвечает за имидж, имеет большой опыт работы с предметом. Сделали отличный ребрендинг донецкому «Шахтеру», работали с имиджем. Но возмжно, применяя методы «Шахтера», забыли не только о значении символов, но и о разной степени влияния болельщицкого фактора в Донецке и Казани. В Донецке, где руководитель клуба Ринат Ахметов — бог и царь, болельщицкие объединения в основном не имеют значения. В Казани же ультрас-группировка хоть и не так влиятельна, как у «Спартака» или ЦСКА, но достаточно независимая и неподотчетная воле великого хана.

Да и для «Шахтера» сделали эмблему действительно красивую, а тут продавили тему, да еще и убогую.

В футболе имеет значение не «неограниченные свершения через постоянные изменения», а символы и значения. Иной раз одна запятая или мячик в спартаковском ромбе может вызвать волнения трибун на годы вперед. А тут — крылья и хвост с толерантностью! И ведь нельзя сказать, что отрицают новую эмблему отмороженные фанатики, которым лишь бы файер в чем-нибудь пронести. Всего два приобретенных шарфа с новым логотипом перед матчем с «Ягодиной» показывают истинное отношение к этому безобразию в Казани. Городе, где фирменнный стиль Универсиады был разработан с куда большей любовью и следованием традициям города и его симолам.

А потому, мой стариковский совет — ребята, переделайте все это безобразие, и чем быстрее, тем лучше. Ибо, как яхту назовешь, так она и поплывет.

 

 
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы

Российского футбольного союза, журналист, блоггер,

ведущий передачи «ФанZона».

 

 

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы