10 лет назад Р. Абрамович за 140 млн фунтов приобрёл «Челси». «АиФ» вгляделся в лица тех, кто последовал его примеру, и попытался понять, почему российский бизнес окопался на чужих футбольных полях.
Роман Абрамович, «Челси» (Англия): 2003
Прошлогодняя победа «Челси» в Лиге чемпионов Абрамовичу по-настоящему дорога. По подсчётам The Sun, «отправка» клуба на вершину европейского футбола стоила почти 2 млрд фунтов (в том числе 642 млн - на покупку игроков, 1,2 млрд - на их зарплаты). Сейчас Абрамович вернул в клуб Моуринью (всего в эпоху россиянина на «Челси» поработали 9 тренеров). И если верить слухам, что зарплата португальца - 8,5 млн фунтов в год, то желание тратиться на футбол у олигарха не пропало. Кстати, на благотворительность, по данным Bloomberg, за последние 3 года Абрамович выделил около 200 млн фунтов.
Достижения: выиграл 13 трофеев, в том числе трижды становился чемпионом Англии, выиграл Лигу чемпионов и Лигу Европы.
Давид Трактовенко, «Сидней» (Австралия): 2006
Питерский банкир Трактовенко в 2006 г. продал принадлежавшие ему акции «Зенита» «Газпрому» и решил потратить деньги на футбол в стране, где проживает его дочь. В настоящий момент бизнесмен (оценка состояния в 2011 г. - 550 млн долл.) владеет 90% акций «Сиднея» (президент клуба Скотт Барлоу - зять Трактовенко). Про прибыль «Сиднея» не слышно, зато слухи о тратах поражают местную общественность. Так, зарплата перешедшего в прошлом году в команду 38-летнего итальянского нападающего Дель Пьеро - 2 млн долл. в год. Это рекорд для австралийского футбола.
Достижения: в сезоне 2009/2010 - чемпион Австралии.
Алишер Усманов, «Арсенал» (Великобритания): 2007
Холдинг Red and White, совладельцем которого является Усманов (состояние основателя «Металлоинвеста», по оценкам, - 17,6 млрд долл.), имеет почти 30% акций «Арсенала». В клуб компания инвестировала около 200 млн фунтов (за 3 года на благотворительность Усманов потратил 160 млн фунтов). Благодаря умеренным для английских грандов тратам «Арсенал» показывает неплохие финансовые результаты. Однако политика экономии ослабила команду на фоне конкурентов. Усманов уже предлагал вложить свои средства в развитие клуба и выражал недовольство существующей политикой, но небольшая доля акций не позволяет ему заставить «Арсенал» играть по своим правилам.
Достижения: нет, клуб не выигрывал трофеев с 2005 г.
Дмитрий Рыболовлев, «Монако» (Монако): 2011
Когда ФК «Монако» столкнулся с финансовыми сложностями, князь Альбер II объявил о поиске «первоклассного партнёра для обеспечения успешного развития». Им стал Рыболовлев, сделавший себе капитал на производстве удобрений (состояние экс-совладельца «Уралкалия» оценивается в 9,1 млрд долл.). По договору к россиянину перешли 66,7% акций, остальные остались во владении княжества. По условиям соглашения Рыболовлев в течение 4 лет должен вложить в клуб не менее 100 млн долл. И, судя по всему, своё слово он держит. Только на покупку пары игроков из «Порту» «Монако» этим летом потратил 70 млн евро.
Достижения: вывел клуб в высшую лигу Франции.
Юрий Кораблин, «Венеция» (Италия): 2011
Экс-мэр подмосковных Химок Кораблин назвал сделку по приобретению «Венеции», играющей в серии D (5-я по силе футбольная лига Италии), перспективным проектом и пообещал вывести клуб через 5 лет в элиту. По его словам, соглашение с итальянцами не носило денежного характера, а заключалось в том, чтобы заплатить за лицензию порядка 400 тыс. евро и погашать затраты (по данным СМИ, годовые расходы «Венеции» - около 600 тыс. евро). По мнению же ряда итальянских экспертов, русские пришли в Венецию не столько из любви к футболу, сколько из интереса к местной земле, которую можно застроить прибыльной недвижимостью.
Достижения: вывел клуб в 3-ю лигу.
Максим Дёмин, «Борнмут» (Великобритания): 2011
Бизнесмен, имевший отношение к «Татнефти» и банку «Ак Барс», по сведениям СМИ, в 2008 г. приобрёл землю на престижном британском полуострове Сэндбэнксе (10 км от Борнмута). Англичане утверждают, что виллу стоимостью 5 млн фунтов для россиянина строила компания, принадлежащая Эдди Митчеллу - гендиректору ФК «Борнмут», играющего в 3-й по силе английской лиге. В 2011 г. Дёмин стал футбольным партнёром Митчелла (50% акций, по слухам, обошлись в 850 тыс. фунтов). С приходом Дёмина клуб стал тратить на покупки футболистов суммы, о которых в Борнмуте и не мечтали (1,4 млн фунтов в сезоне 2012/2013 по данным Transfermarkt.co.uk).
Достижения: вывел клуб во 2-ю лигу.
Антон Зингаревич, «Рединг» (Великобритания): 2012
Отец Антона Борис Зингаревич - совладелец крупной целлюлозно-бумажной империи (состояние, по оценкам, - 550 млн долл.). О личном капитале Зингаревича-мл. ничего не известно. По информации СМИ, «Рединг» 29-летний россиянин купил за 30 млн фунтов (98,5% акций принадлежит его структурам). Зингаревич обещал не сорить деньгами и пока ведёт себя на футбольном рынке скромно. На покупку игроков в сезоне 2012/2013 потрачено всего 9,5 млн фунтов (По данным Transfermarkt.co.uk).
Достижения: в сезоне 2011/2012 вывел клуб в премьер-лигу, однако по окончании сезона 2012/2013 «Рединг» вновь вылетел из английской элиты.
Иван Саввиди, «ПАОК» (Греция): 2012
Саввиди в 2002-2005 гг. был президентом ФК «Ростов». По его словам, на поддержку клуба он потратил 42 млн долл. и всё равно оказался облитым грязью. «В российском футболе разочаровался абсолютно. В него больше ни ногой», - говорит он. По данным, покупка 51% акций ПАОК обошлась главе Ассоциации греческих общественных объединений России и основателю «Группы Агроком» (куда входит «Донской табак») в 10 млн долл. Утверждает, что счастлив помочь команде, за которую болеют все понтийские греки. Греция в кризисе, но доходы, похоже, не очень волнуют Саввиди. Ведь бизнесмену здесь, по его признанию, руки целуют.
Достижения: 2-е место в Суперлиге (в прошлом сезоне занимал 3-е).
Комментарии
Никита Кричевский, профессор, доктор экономических наук:
- Прошли те времена, когда вложения в тот или иной спортивный клуб приносили прибыль. Нынче инвесторы часто терпят многомиллионные убытки, доходящие до половины вложенных средств, в случае, например, вылета спортивной команды в низшую лигу.
Впрочем, мы в этом мире футбольных инвестиций не одиноки. Взять хотя бы тех же арабских предпринимателей из Катара и ОАЭ, не так давно возжелавших приобрести лондонский футбольный клуб «Арсенал» аж за 1,5 млрд фунтов. Ими движет не столько подтверждение статуса, сколько стремление вложить капиталы хоть в какой-нибудь актив: спортивный клуб, модный дом или торговую марку. Причина проста: деньги обесцениваются, а иностранные инвестиции в реальный сектор во всём мире жёстко ограничены правительствами.
Мотивы наших нуворишей, скупающих акции футбольных клубов, идентичны. Их тайные мысли просты: вдруг с помощью подобных приобретений откроются двери в тамошнее высшее общество? Если же попытка окажется неудачной (а так в основном и бывает) - просто поиграть. Не зря же говорят - понты дороже денег.
Вадим Галкин, доктор экономических наук, автор работы «Экономика спорта и спортивный бизнес»:
- Наверное, если Усманов продаст свои акции «Арсенала» арабам, то он окажется в плюсе. Но это скорее исключение. Я ещё могу представить, что при грамотном подходе спустя время можно окупить вложения в богатой английской премьер-лиге, где колоссальные доходы от продажи ТВ-прав, огромные спонсорские контракты и т. д. Но Монако, Австралия, Греция?! Это называется как угодно, только не перспективным бизнесом. Например, покупка лояльности населения на той территории, где бизнесмен собирается жить. Или работа над имиджем. Или просто дорогая игрушка. Я даже не верю в версию про отмыв денег. Мол, владея западным клубом, можно выводить под это дело миллиарды в свою офшорную компанию. Для этого существуют более простые способы. Да и потом, что вы хотите от российских бизнесменов? Смотрите, «Газпром», чьим акционером является государство, спонсирует ряд зарубежных клубов, включая «Шальке-04». Зачем? Чтобы повысить узнаваемость бренда? Так «Газпром» вроде бы в этом не нуждается. Зато населению нашему необходимо, чтобы остановился рост цен на газ.