Победный 1945 год серьезно изменил отношение к Советскому Союзу в мире. Тогда ни у кого не было больших сомнений в том, кто в действительности внес решающий вклад в разгром нацизма, и интерес к победителям был очень велик.
Заманчивое предложение
Касалось это и спорта. Международной изоляции, в которой советские спортсмены пребывали в довоенный период, приходил конец. СССР был приглашен в международные спортивные федерации, чтобы принимать участие в крупнейших соревнованиях, в том числе и по футболу.
До войны советские футболисты ограничивались товарищескими матчами с так называемыми рабочими командами либо играми с более серьезными соперниками, но без эгиды ФИФА — таким, к примеру, было противостояние сборной СССР против сборной Турции.
Но осенью 1945 года произошла настоящая революция: Ассоциация футбола Англии через посольство СССР в Лондоне официально пригласила чемпиона Советского Союза на Британские острова с целью проведения товарищеских матчей с лучшими британскими командами.
Чемпионом СССР 1945 года стало московское «Динамо», в острой конкуренции опередившее команду ЦДКА. Именно динамовцам было поручено отстаивать спортивную честь страны в Великобритании.
...и примкнувший к ним Бобров
Надо сказать, что стороны имели друг о друге довольно смутное представление. Британцы полагали, что столкнутся с чистыми любителями, играющими в футбол в свободное от основной работы время. В СССР футбольные специалисты уважали англичан как родоначальников футбола, но понятия не имели, по каким принципам те в данный момент строят свою игру. К тому же в довоенных чемпионатах мира сборная Англии участия не принимала, полагая эти турниры слишком слабыми для себя.
В «Динамо» опыт хоть каких-то международных встреч имели только тренер Михаил Якушин и капитан Михаил Семичастный. Опасаясь потерпеть слишком уж сокрушительное поражение, советское спортивное руководство усилило чемпиона, откомандировав в его состав главную звезду ЦДКА Всеволода Боброва, а также игроков ленинградского «Динамо» Евгения Архангельского и Бориса Орешкина.
Якушин был против Боброва, полагая, что его яркий индивидуальный стиль не впишется в выстроенную динамовскую игру. Однако в итоге армейский нападающий стал одним из главных героев турне.
А жить-то где?
Вокруг прибытия советской делегации была такая завеса тайны, что это привело к целой серии казусов. Когда самолет с «Динамо» прибыл в Лондон, в аэропорту клуб встречали толпы журналистов, но не было ни одного официального лица. Британские функционеры опоздали, и это произвело на советских представителей негативное впечатление. К тому же англичане не удосужились поднять флаг Советского Союза, что выглядело довольно негостеприимно.
Хозяев удивило то, что футболисты не стали общаться с прессой: практически никто из них не знал английского. Репортеры тут же прозвали «Динамо» «одиннадцатью молчаливыми мужчинами в синих пальто».
Еще один конфуз приключился с размещением футболистов. Всего делегация насчитывала 38 человек, и у посольства СССР в Лондоне просто не было возможности разместить их в резиденции. Принимающая сторона забронировала номера в отелях, однако из-за переноса сроков визита гостиницы отдали их другим постояльцам. В итоге «Динамо» отправили в плохо оборудованные солдатские казармы, но здесь уже на дыбы встали руководители советской делегации.
В конечном счете проблему с жильем удалось решить: «Динамо» разместили в отеле «Империал».
Первый блин не вышел комом
После всех разночтений, споров, согласований дело наконец дошло до игры. 13 ноября 1945 года на лондонском стадионе «Стэмфорд Бридж» в присутствии 85 000 зрителей «Динамо» встретилось с лондонским «Челси».
Начали советские футболисты активно, но свои моменты реализовать не сумели. А на 23-й минуте Лоутон выбил мяч у вратаря «Динамо» Алексея Хомича (подобная жесткая игра допускалась английскими правилами) и Гулден открыл счет. А когда через семь минут Уильямс отличился второй раз, показалось, что гости сломались.
Но не тут-то было. Во втором тайме в течение шести минут Василий Карцев и Евгений Архангельский сравняли счет. На 77-й минуте Лоутон снова вывел «Челси» вперед, однако свое веское слово сказал Бобров: когда до конца игры оставалось меньше семи минут, его мощный удар рикошетом от кого-то из защитников достиг цели. В итоге ничья — 3:3.
Этот результат вызвал фурор в английской прессе. «Футболисты „Динамо“ — игроки первого класса», — писали репортеры, восхищаясь игрой Боброва и вратаря Хомича, который за свои фантастические броски получил прозвище Тигр.
Побоище в Кардиффе
17 ноября 1945 года в Кардиффе динамовцы играли против команды третьего английского дивизиона «Кардифф Сити». В этот день валлийцы попали под настоящий «советский каток», которым управляли Бобров и Константин Бесков. Быстрая скоростная игра в пас стала для «Кардиффа» откровением. Бобров открыл счет уже на 6-й минуте, спустя четыре Бесков забил второй мяч, а на 25-й Архангельский довел счет до крупного. Во втором тайме началась форменная экзекуция: Бесков в общей сложности забил четыре мяча, а Бобров и Архангельский — по три. К тому же Хомич отразил назначенный в его ворота пенальти. Единственный гол Мура не мог скрасить общей картины: советские футболисты выиграли с невероятным счетом 10:1.
Победа в тумане
21 ноября встреча «Арсенал» — «Динамо» рассматривалась англичанами как возможность реванша. Проходила она на стадионе «Уайт Харт Лейн» в условиях очень густого тумана. Это не помешало Боброву уже на 1-й минуте открыть счет. Однако затем хозяева перехватили инициативу. Мортенсен отличился дважды, еще один гол на свой счет записал Рук, и «Арсенал» повел 3:1. Гол Бескова в концовке первого тайма несколько скрасил ситуацию.
Советские игроки вспоминали, что в первом тайме предлагали остановить встречу из-за тумана, но «Арсенал» хотел продолжать. В перерыве уже англичане пришли с предложением прекратить матч, однако на сей раз уперлись динамовцы.
Хуже всего пришлось советскому комментатору Вадиму Синявскому, который толком не видел игры. Но выдающийся мастер сумел сделать полноценный радиорепортаж практически из обрывков информации.
На 48-й минуте Сергей Соловьев сравнял счет, а на 63-й Бобров забил гол, ставший победным (4:3). Донельзя раздосадованные англичане обвинили во всем советского судью Николая Латышева, работавшего на матче, посчитав, что он неверно засчитал один из голов «Динамо», а также не засчитал гол «Арсенала».
Боевая ничья в Глазго
28 ноября в Глазго «Динамо» встречалось с сильнейшим шотландским клубом «Глазго Рейнджерс». В первом тайме усилиями сделавшего дубль Карцева гости повели с преимуществом в два мяча, а Хомич отразил пенальти. Но чувствовалось, что динамовцы устали и в их игре не хватает свежести. В конце первого тайма Смит сделал счет 2:1. В дальнейшем «Глазго» имел преимущество и на 75-й минуте получил право еще на один пенальти, реализованный Янгом. «Динамо» с трудом удалось удержать ничью (2:2).
Несмотря на упущенное советскими футболистами преимущество, и в этот раз британцы очень высоко оценили их мастерство.
В целом же серия произвела на Туманный Альбион мощнейшее впечатление. «Молчаливые мужчины» вне поля на поверку оказались милыми и компанейскими ребятами, вызывавшими у простых англичан огромную симпатию. В том числе и казусными ситуациями.
«Леди и гамильтоны!»
На одном из приемов от «Динамо» отправили выступать с речью голкипера Алексея Хомича. Тому помогала переводчица, но Хомич запутался с самого начала. В Советском Союзе в прокате был британский фильм «Леди Гамильтон», и простодушный Алексей, не разобравшись, начал свое выступление вместо слов «Леди и джентльмены!» с реплики «Леди и гамильтоны!»
Англичане буквально попадали от хохота и полюбили такого простецкого парня еще больше.
Но главное, британцы поняли, что советский футбол — это мощная сила, которая способна заявить о себе в полный голос на международной арене.
Две победы и две ничьих с общей разницей 19:9 окончательно убедили советское спортивное руководство в том, что настало время вступать в ФИФА.
Правда, первым крупным стартом для сборной СССР станет Олимпиада-1952, ко времени которой главные герои турне 1945 года будут уже в статусе ветеранов. Но новое поколение футболистов выиграет Олимпиаду в Мельбурне, первый Кубок Европы и докажет силу советского футбола делом.
И все это стало возможным благодаря турне «Динамо», со временем превратившемуся в настоящую легенду отечественного спорта.