Если на просторах интернета по «счастливой» случайности оказалось ваше не самое удачное фото или какая-то компрометирующая информация, удалить её практически невозможно. Но то, что кто-то написал о вас, не всегда является правдой. А то, что вы лично написали, может потерять актуальность. Для борьбы с подобной информацией российские законодатели официально предложили ввести так называемое «право на забвение» в интернете. Согласно проекту закона, любой гражданин сможет направить оператору поисковой системы запрос на удаление ссылок с недостоверной (неактуальной) информацией. Пока инициатива ещё не обрела статус вступившего в силу закона. Однако на неофициальном уровне борьба за «зачистку» нежелательных сведений о той или иной персоне ведётся давно и ожесточённо. Часто удаление не устраивающих человека фото, новостей или статей является одним из основных направлений работы многочисленных PR-агентств со знаменитостями. АиФ.ru решил узнать, как сейчас от неугодного контента избавляются популярные люди, и пообщался с представительницей одного столичного пиар-агентства. Она до сих работает в этой сфере, поэтому по её просьбе мы публикуем это интервью на условиях анонимности источника.
Бурная молодость
Наталья Кожина, АиФ.ru: Как часто к вам обращаются известные люди и начинающие артисты с просьбой изменить их биографию, удалить информацию или фото «из прошлого»?
— Из общего числа клиентов это примерно 15%. Кстати, чаще всего обращаются девушки, которые в период своей бурной молодости снимались в откровенных фотосессиях либо где-то «тусовались», а сейчас выросли, обрели новый статус, вышли замуж за серьёзных людей и поняли, что тогда они немного погорячились.
— Что проще удалить — фото или информацию о человеке?
— Текст удалить проще, иногда бывает достаточно обратиться в службу поддержки того или иного портала, и вопрос будет решён. Но по опыту могу сказать, что лучше не обращаться к изданиям с просьбой удалить какие-то снимки. Особенно если речь идёт о «жёлтой» прессе, которая очень любит копаться в «грязном белье». Да, они могут удалить фото, но своей просьбой вы дадите им повод найти ещё больше нелицеприятной информации о вашем клиенте и обнародовать её.
Мы работали с одним молодым человеком, который поменял имя (у него было несколько псевдонимов, сейчас уже третий по счёту). Естественно, наше агентство начало размещать о нём информацию творческого и околотворческого плана. Спустя некоторое время об артисте вышла статья в одном «жёлтом» издании, в комментариях кто-то из пользователей написал, что это вовсе не Иван Иванов (назовём нашего клиента так), а Пётр Петров, и приложил его старое фото. Издание тут же заинтересовалось этим «вбросом» и узнало, что сейчас он под другой фамилией, а в прошлом был альфонсом (жил с бизнес-леди старше него). Пришлось зачищать эту информацию, мы обратились в издание, которое распространило её. Первоначально они отказали. Но мы пообещали им эксклюзив (не касающийся этого человека, просто от кого-нибудь из наших звёздных клиентов), только на этих условиях они убрали свою статью.
— Когда вам отказывают те или иные издания, они как-то аргументируют свой отказ?
— Чаще всего говорят просто «нет». Например, был случай, когда одному нашему клиенту приписали связь с любовницей. Конечно, его супруге это не понравилось. Эта информация (которая, кстати, не имела подтверждения) быстро разошлась не только по московским, но и по региональным сайтам. Мы попросили удалить её. Кто-то просто отказывался со словам: «Если это неправда, то зачем вам волноваться?». Другие аргументировали отказ тем, что индексация уже прошла и всё останется в поисковике. При этом ряд сайтов предлагал заместить эту новость другими, что мы в итоге и сделали: в течении недели закидывали СМИ различными новостями о клиенте, чтобы все подробности про несуществующую любовницу ушли вниз в поисковых системах (на последние страницы). Это действительно помогло. Кстати, это самый быстрый способ удаления текста. При этом мы специально прописывали все хэш-теги, чтобы при поиске #любовницаИванаИванова появлялась новость о его концерте или какая-то другая безобидная информация. Теперь для того, чтобы действительно найти ту новость о любовнице, обычному пользователю придётся перелопатить огромное количество материала.
— Сколько новостей надо написать, чтобы, например, новость про любовницу ушла на последние страницы поисковика?
— Хотя бы четыре. Они должны быть разными, и хорошо если есть что написать об артисте. Например, когда речь идёт о певце, который гастролирует, это просто, а вот с актёрами сложнее. Обычно все они люди с тонкой душевной организацией и не любят каких-то новостей, чаще всего считают, что про них надо мало писать. Редко найдёшь актёра, который готов заниматься пиаром публично, все хотят, чтобы процесс шёл естественно и люди не думали, что за плечами их кумира есть пиарщики. Хотя по факту у всех есть помощники, агенты, администраторы, которые всем этим занимаются.
«Из грязи в князи»
— За какие дела вы не берётесь? Например, приходит к вам порноактриса, которая вдруг решила стать скромной певицей, возьмёте такую?
— Вряд ли. Надо реально смотреть на вещи. Сделать это будет очень сложно. Особенно если имя этой девушки у всех на слуху, как, например, у Лены Берковой, и она работает в этой индустрии на протяжении многих лет. Да, пообещать клиенту идеальную репутацию можно, но это будет обманом. Единственный вариант, когда можно взяться за такой случай, — если человек реально решил изменить свою жизнь, кардинально поменять привычки, стиль одежды и манеру поведения, тогда можно попробовать, но это займёт минимум 5 лет.
— Чтобы у людей «притупилась память», такого срока достаточно?
— Да, но в этом случае человеку необходимо будет делать как можно больше хороших дел. Можно, например, заняться благотворительностью, организовать детский праздник или мероприятие для людей с ограниченными возможностями, посадку леса и т. д. Важно сформировать у людей мысль о том, что человек меняется, ушёл, как у нас говорят, с «порочной тропинки», встал на путь истинный.
У нас был случай, когда клиентка снималась в откровенных фотосессиях и вела соответствующие передачи в начале 90-х годов. Первоначально даже смена имени ей не очень помогла. Но в итоге она захотела поменяться изнутри, изменила стиль одежды, стала абсолютно другой. Сейчас, глядя на неё, можно смело сказать, что она выросла и перешла из одного статуса в другой.
— Как всё просто!
— Не совсем. Огромный минус заключается в том, что журналисты помнят всё и всегда. Бывшая порноактриса может выйти замуж за короля и действительно измениться, но всегда найдётся журналист, который напишет статью о её жизни несколько лет назад. Прошлое можно убрать из интернета, но из памяти людей его убрать невозможно, особенно из памяти тех, кто работает в СМИ.

Цена вопроса
— Сколько люди платят за ваши услуги?
— Ежемесячное обслуживание, не только чистка информации из прошлого, а в целом — от 60 до 90 тыс. рублей. Если мы имеем дело с совсем тяжёлым случаем, то сумма стартует от 90 тыс. рублей в месяц. Но надо понимать, что ничего не происходит сразу. Чтобы начался сдвиг, нужен год. После трёх месяцев видны какие-то маленькие результаты, в последующие полгода идёт небольшой «выхлоп», а уже после года виден результат и можно понять, стоит ли продолжать совместную работу.
— Может ли обычный человек самостоятельно убрать неугодную ему информацию из интернета?
— Нет, человек с улицы вряд ли будет обладать такими навыками. Нужно чётко знать, откуда надо убрать информацию, разные поисковые системы по-разному выдают те или иные данные. То, что выдаст Yandex, не всегда выдаст Google, и наоборот. Важно знать, почему о вас всплывает та или иная информация, а это не всегда лежит на поверхности. Есть даже специализированные агентства, которые убирают на просторах интернета всё, что порочит вашу биографию, но они теневые, к ним обращаются, как к детективу или психологу — на условиях конфиденциальности.
— Что вы думаете о «праве на забвение»?
— Я согласна, что закон нужно принять, но с поправками. Например, если человек хочет убрать какие-то фото из своей прошлой жизни, то почему бы и нет, но не надо скрывать информацию, которая должна быть донесена до общественности (например, человек был судим за убийство или воровство, а теперь хочет стать депутатом). А ещё надо отдавать себе отчёт, что, если данный законопроект появится, то сделать из порноактрисы ангела будет намного проще.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть