Американские власти планомерно «отжимают» у китайской компании ByteDance сверхпопулярное в США приложение TikTok. Его называют «троянским конём китайских коммунистов» и «цифровым фентанилом», который «подсаживает на себя американских детей, как наркотик». Угрожая запретом на территории США приложения со стомиллионной аудиторией, Белый дом хочет, чтобы китайский владелец продал TikTok американской компании.
Что происходит?
Руководство TikTok рассматривает возможность отделения от материнской компании ByteDance, если такой шаг поможет урегулировать обеспокоенность американских властей по поводу угрозы для национальной безопасности США, пишет Bloomberg. На следующей неделе в Конгрессе пройдут слушания относительно политики TikTok в сфере защиты данных пользователей и связи с Компартией Китая. Американские власти считают, что Пекин пользуется приложением, чтобы следить за американскими гражданами. Руководство компании заставляют продать сервис американским владельцам, в противном случае угрожая TikTok блокировкой.
Борьбу против соцсети американцы начали еще при Дональде Трампе. В 2020 году стремительно растущая платформа привлекла внимание Белого дома. Сейчас больше 100 миллионов американцев пользуются TikTok — это почти треть населения страны. Что более важно, это главная социальная площадка для американской молодёжи. 70% американцев в возрасте до 18 лет пользуются TikTok.
И все бы ничего, но TikTok разработали не американские компании, а китайские. То, что в США доминирует китайская соцсеть, не устраивает американские власти. В Конгрессе приложение называют «троянским конём китайских коммунистов» и «цифровым фентанилом», который подсаживает американскую молодежь на себя, как на наркотик. Сервису угрожают блокировкой на территории Штатов, если он не будет продан какой-нибудь американской компании.
Как США давят на TikTok?
Наступление на соцсеть развернулось полномасштабное. В декабре прошлого года в Конгрессе приняли новый бюджет, в который включён запрет для госслужащих США пользоваться TikTok. Он уже вступил в силу.
К давлению на китайскую корпорацию США подключают своих союзников. О начале расследования против TikTok объявили британские власти. «Очевидно, что для многих молодых людей TikTok является источником новостей. И точно так же правильно, чтобы мы знали, кому принадлежат источники информации в Соединенном Королевстве... которые снабжают новостями наши телефоны», — заявил министр по делам безопасности Том Тугенхэт. Аналогичное расследование возбудили и в ЕС. Еврокомиссия, Европарламент и канадские власти запретили использовать приложение TikTok на служебных телефонах своих сотрудников. Все из-за тех же подозрений, что через это приложение китайцы шпионят за гражданами западных стран. А в самой Америке руководство китайской компании показательно вызвали на ковер в Конгресс, чтобы на слушаниях допросить его о связях с китайскими властями.
Любопытно, что обвинения в сетевом шпионаже в адрес TikTok звучат от той страны, которую уже неоднократно ловили на этом за руку, сказал aif.ru и. о. научного руководителя Института Китая и современной Азии Александр Лукин. «Скандалы, связанные с разоблачениями Wikileaks и Эдварда Сноудена, еще свежи в памяти. Тогда американские власти все отрицали. Сейчас же они пытаются уличить в своих грехах китайский сервис. Здесь, конечно, есть и финансовая сторона вопроса, когда популярный и прибыльный сервис американцы хотят взять под свой контроль, буквально заставив китайского собственника продать его под угрозой санкций. Выбор у ByteDance невелик — либо продать компанию, либо потерять американскую, а в перспективе и всю западную аудиторию, поскольку сервис попросту хотят заблокировать в США и западных странах», — отмечает эксперт.
У американских властей есть опыт принуждения китайских компаний к отказу от активов в США. Например, в 2015 году китайские компании были вынуждены продать свои ветряки. Если же TikTok не согласится с такой постановкой вопроса, то соцсети может грозить удаление приложения из AppStore и Google Play.
Сейчас TikTok ищет выход из сложившегося положения. Но проблема заключается в том, что для продажи соцсети ему нужно разрешение китайского правительства. Захочет ли Пекин отказываться от самого успешного за рубежом китайского приложения — вопрос риторический. Поэтому скорее всего американо-китайское противостояние продолжится на новом фронте — цифровом.