Переустановить систему на компьютере, перевезти вещи с одной квартиры на другую, починить кран на кухне – эти и многие другие проблемы жители нашей страны уже давно решают по интернету. Конечно, виртуально поменять смеситель никто не сможет, но найти в сети человека, который поможет, легко. Почти 85% жителей Москвы и Московской области используют интернет для поиска информации о поставщиках бытовых услуг, говорится в исследовании, проведенном по заказу сайта YouDo.
Большинство потребителей отдают предпочтение поисковикам (59%), сайты объявлений для этих целей использует 19% потребителей, еще 7% пользователей ищут информацию в социальных сетях. А вот спросить у соседа, кто отвозил в сервис его холодильник, - не популярный способ поиска помощника, через друзей, знакомых или коллег ищут поставщиков услуг только 27% потребителей.
Чаще всего с помощью интернета пользователи ищут компании, которые помогают в переезде (79% опрошенных), мастеров по ремонту бытовой техники и настройке компьютера (по 76%), «трезвых» водителей и курьеров (по 68%). Самая «непопулярная» категория для поиска исполнителя в интернете – ремонт одежды и обуви (17% потребителей), еще бы, ведь занести юбку в современный дом быта по пути на работу даже легче, чем включить компьютер.
Ежемесячно пользуются бытовыми услугами 70% жителей Москвы и Московской области. В общей сложности в столичном регионе насчитывается более 4,5 миллионов активных потребителей бытовых услуг. Из них 58% прибегали к 1-3 услугам за последний месяц, 13% - более чем к 10. В среднем же количество обращений к поставщикам бытовых услуг в столичном регионе ежемесячно составляет 5,7 раза на одного потребителя.
Недешевый быт
Почти половина потребителей (46%) в московском регионе тратит ежемесячно на бытовые услуги до 3 тысяч рублей. На эту категорию приходится всего 9,4% объема рынка бытовых услуг, который, по оценкам YouDo, составит 420 миллиардов рублей в 2012 году. Еще 16% потребителей в Москве и Московской области ежемесячно расходуют на бытовые услуги от 15 тысяч рублей до 30 тысяч рублей. Они обеспечивают 57% объема рынка. Средний месячный чек на бытовые услуги составляет в столичном регионе 7,7 тысяч рублей.
Самыми активными потребителями бытовых услуг являются, конечно же, женщины (90%), причем чаще семьи с доходом выше 100 тысяч рублей в месяц (92%), но при этом проживающие в съемной квартире (90%). Реже прибегают к услугам сторонних лиц для решения бытовых задач мужчины (19%), люди, живущие одни (27%), потребители от 45 лет и старше (17%).
Самые популярные услуги за последний месяц - ремонт и настройка компьютера (19% аудитории), ремонт одежды и обуви (16% аудитории), ремонт бытовой техники с вызовом мастера на дом (14% аудитории). Также были востребованы няни, медсестры и сиделки, это, кстати, совсем недешевое удовольствие, как и индивидуальный пошив одежды.
Семья на час?
В интернете так много сервисов, предлагающих отнюдь не виртуальных помощников по хозяйству, что даже как-то стыдно просить вечно занятого мужа починить розетку или месяцами жить без штор на окнах. По запросу «муж на час» выпадают десятки объявлений, в которых бравые парни обещают собрать мебель, подключить технику, вкрутить лампочку и сделать еще сотню мелких дел. Цены разные, например, один сервис предлагает поменять замки в двери за тысячу рублей, повесить зеркало за 500, картину – за 300, подключить стиральную машинку за 1200 и т.д.
Есть, кстати, и «жены на час». Здесь имеются в виду уборщицы, которые приведут в порядок квартиру, помоют окна, разморозят холодильник, купят продукты, постирают, погладят, в общем, сделают все, что терпеть не могут делать мужчины, живущие в гордом одиночестве.
«Мужей на час» ищут больше 20 тысяч раз в месяц в Яндексе, «жена на час» не так популярна, такой запрос поисковику задают всего несколько тысяч раз в месяц.
И кофе из Starbucks на дом
Кроме служб, где вам подберут подходящего специалиста, есть интеллектуальные сервисы для поиска помощников, в том смысле, что там готовы не только вымыть окна в вашем доме, но и вообще помогать вам изо дня в день, занимаясь самыми разными делами.
«Поиск хорошего и адекватного электрика, сантехника, грузчика - частый заказ в Getfriday.ru, - рассказывает Аксана Прутцкова, генеральный директор сервиса, - В некоторых случаях мы вызываем "официального" специалиста, ведь никому не хочется рисковать с установкой плиты, доверяя его случайному исполнителю, пусть даже с хорошими отзывами чужих людей. Дозвониться в Мосэнерго и договориться на временной слот 3-4 часа - достаточно сложная операция, при которой GF экономит полчаса-час времени и какое-то количество нервов клиенту.
Даже в тех сферах, где есть хорошие базы исполнителей (например, домработниц и нянь мы ищем на сайте Pomogatel.ru), мы проводим предварительные собеседования, чтобы убедиться, что исполнители согласны с условиями и адекватны. Выбор в любом случае за клиентом - бывает, что просто человек не нравится - тем не менее, этот выбор из 3-4 человек, а не из 100. Но самое востребованное поручение виртуальных помощников - это интеллектуальная обработка информации. Когда интернет-поиск сопровождается обзвоном, а все варианты сгруппированы в таблице, удобной для окончательного выбора. На втором месте - телефонная помощь. Как исходящая по поручениям клиента, так и входящая (прием звонков)».
Сервис Workzilla.ru тоже ориентирован на интеллектуальные услуги. «Большинство наших "помощников" находятся в других городах, регионах или даже странах, поэтому они просто физически не могут выполнять бытовые задания, - говорит Петр Щекочихин, руководитель проекта, - Бытовые задания - это совсем другое направление. Мы понимаем, что спрос на него есть, и, возможно, мы будем им заниматься в будущем».
Онлайн-сервисы помогут справиться и с экзотическими проблемами. Например, в YouDo.ru ваши задания будут исполнять простые пользователи, причем еще будут бороться за право заняться вашими проблемами. Например, недавно один заказчик просил пригнать из Барселоны в Москву кемпер (дом на колесах). Автор задания искал, прежде всего, исполнителя с шенгеном, правами категории В и возможностью прибыть в Барселону в максимально короткий срок. Человек, исполнивший просьбу, получил 108 тысяч рублей за работу! Недавно на этом сервисе была акция, когда можно было получить стаканчик горячего кофе из Starbucks, заплатив только за сам кофе, без учета доставки.