The Guardian запустил cпецпроект Battle for the internet («Битва за Интернет»), посвященный свободе и несвободе современного Интернета, и сегодня мы публикуем выдержки из статьи, основанной на выступлении Тима Бернерса-Ли, «отца» Всемирной паутины, который настоятельно советует пользователям требовать у онлайн-гигантов вроде Google и Facebook свои персональные данные. С их помощью можно войти в новую эру высоко персонализированных сервисов, обладающих «громадным потенциалом».
Бернерс-Ли, выходец из Великобритании и профессор Массачусетского технологического университета, придумавший Интернет три десятилетия назад, считает, что за последние годы количество публичной информации стремительно увеличилось, но пользователи еще не осознали ценность сведений о них, находящихся у интернет-компаний.
В интервью The Guardian Бернерс-Ли говорит: «Мой компьютер знает о моих фитнес-привычках, предпочтениях в еде, о местах, где я бываю. Телефон, находясь в кармане, знает, сколько я двигаюсь, на сколько ступенек поднялся и т.п.» Используя эти сведения можно создать крайне полезные для пользователей сервисы, но это возможно только в том случае, если у персональных компьютеров будет доступ к данным, хранящимся у интернет-компаний.
«У социальных сетей есть данные, которых нет у меня. Но не существует таких программ, которые я мог бы запустить на своем компьютере и которые позволят мне использовать и данные из социальных сетей, и данные из моих календарей, и информацию с сайта с пробежками, и данные фитнес-гаджета, а это могло бы оказаться очень полезным».
Бернерс-Ли, ярый сторонник «открытого Интернета», считает, что крупные игроки интернет-рынка начали реагировать на требования пользователей обеспечить восстановление их персональных данных. Например, Google предлагает мгновенный доступ ко всем сведениям, связанным с пользователем, которые он хранит, да и Facebook по запросу готов передать вам ваши же данные, хотя их сбор и восстановление может занять до трех месяцев.
Если бы выдача данных с различных сайтов была стандартизирована, компьютеры, по словам Бернерса-Ли, могли предложить нам гораздо более продвинутые сервисы, которые точно угадывали бы, например, что мы хотим почитать с утра: «Они бы не только знали о том, что происходит "снаружи", но и знали, что я уже прочитал, какое у меня настроение и с кем я планирую сегодня встретиться».
В прошлом Бернерс-Ли предупреждал, что развитие «информационных бункеров» — сетей вроде Facebook и «закрытых» приложений, например, выпускаемых Apple, угрожает открытости и универсальности, которые создатели Интернета считают его основными принципами. Он также говорил, что волнуется из-за доминирование и фактическую монополию крупных игроков интернет-отрасли, однако теперь он рассчитывает, что способность мелких компаний к инновации сможет переломить ситуацию.
«Интересно, что люди с момента создания Интернета опасаются монополистов. Им не нравилось, что Netscape контролирует рынок браузеров, пока внезапно им полностью не завладела Microsoft. Я считаю, один из главных уроков — в том, что все может измениться очень быстро. До создания веба Gopher (более ранняя альтернатива WWW), казалось, очень быстро захватывал весь Интернет. На собрании интернет-инженеров, помню, кто-то отметил, что просто невероятно, как быстро он распространяется. Более мудрый человек сказал: "Забавно, как быстро люди подхватывают что-либо в Интернете, но еще более забавно, как они быстро забрасывают это".
Люди должны сознавать, что сайты, которые сейчас кажутся вечными, могут бесследно исчезнуть через несколько лет. «Отправляя информацию на какой-либо "социальный" сайт, вы должны быть уверены, что сможете получить ее назад, причем в стандартизированном виде. На вашем месте я бы делал это регулярно, как, например, вы делаете бэкап собственного компьютера. Возможно, от того, какой сайт мы используем, зависит, смогут ли внуки увидеть наши фото».
Бернерса-Ли также настораживает развитие «закрытых» смартофонов: «В моем компьютере мне нравится то, что он предоставляет мне выбор: написать программу или скачать готовую и установить. Для меня это важно, это важно и для будущего всего Интернета: очевидно, что "закрытая" платформа — это серьезный тормоз для инноваций». Определенное беспокоство вызывает и стремление разработчиков ввести ограничения в операционных системах для ноутбуков, «потому что им (разработчикам, — прим. ред.) нравится среда "закрытых" смартфонов». Такие операционные системы, конечно, повысят уровень безопасности, но они приведут к концу «общего инновационного пространства».
По поводу растущей озабоченности темой конфиденциальности в Интернете Бернерс-Ли заявил, что пользователи получили огромные преимущества благодаря тому, что крупные интернет-компании накопили о них огромное количество данных, но при этом стремление установить ограничения на использование этих сведений будет расти.
«Если я схожу в магазин, куплю одежду, а магазин запомнит мои размеры, это будет замечательно, потому что я их все время забываю. Вместо того, чтобы не давать людям получать всю информацию, мы движемся к миру, в котором люди согласятся не использовать информацию для каких-либо конкретных целей. Например, если страховой агент — друг вашего друга на Facebook, страховая компания не должна иметь возможность использовать эту информацию для установки страховых взносов».
Бернерс-Ли считает, что разработка протокола «не отслеживать», который сейчас обсуждает Федеральная торговая комиссия, повысит уверенность пользователей в том, что их данные не будут использованы им во вред: нажимая специальный «выключатель», они смогут запрещать сайтам фиксировать их онлайн-поведение.
Среди всех интернет-инициатив Бернерса-Ли больше всего волнует стремление властей закрутить гайки или даже шпионить в Интернете: он называет это «разрушением прав человека». Он резко критикует планы британского правительства расширить надзор за коммуникацией по электронной почте, скайпу и в социальных сетях и организовать тотальный мониторинг использования Интернета частными лицами. Беспокоит его и американский законопроект об обмене и защите информации о киберугрозах (Cyber Intelligence Sharing and Protection Act, CISPA), который позволит властям более эффективно «принуждать» интернет-пользователей к соблюдению пантентов и копирайтов.
«Это угрожает правам человека в Америке и не только, потому что американские тенденции распространяются на весь мир. Хотя принятия SOPA и PIPA удалось избежать благодаря широкому общественному резонансу, американское правительство ошеломляюще быстро подготовило новую угрозу правам граждан».