Однако бесконтрольное использование современных информационных технологий детьми и подростками сопряжено с определенными рисками, которые не всегда очевидны для взрослых. Налицо цифровой разрыв поколений, когда дети оказываются более «продвинутыми» пользователями, чем родители и педагоги.
Подрастет новое поколение, которое принято называть сетевым, или цифровым. Что дети делают в Интернете, с кем и как они общаются? Хорошо ли мы, взрослые и родители, представляем, как живут наши дети в Сети? Готовы ли полноценно использовать образовательные возможности Интернета? Можем ли мы оградить своих детей от различных сетевых угроз и сделать пользование Интернетом более безопасным?
Попытке ответить на эти и другие вопросы был посвящен Круглый стол, на котором обнародовали первые результаты международного исследования «Дети онлайн», проведенного в рамках программы Европейской комиссии «Безопасный интернет» в 25 странах Евросоюза. В 2010 году в программу впервые включилась и Россия: было опрошено более тысячи пар «ребенок-родитель» в 11 регионах страны.
Оказалось, что, хотя российские дети начинают пользоваться Интернетом в более позднем возрасте, чем их европейские сверстники, зато осваивают киберпространство еще активнее. Примерно четверть юных пользователей проводят в Сети от 7 до 14 часов ежедневно, причем зачастую – без присмотра взрослых. При этом доля мобильных пользователей среди детей в России примерно на треть превышает среднеевропейский уровень. Большинство опрошенных уверяют, что используют Интернет для учебной деятельности, но при этом каждый шестой российский школьник имеет более 100 друзей в соцсетях.
Свободное «плавание» детей по Сети приводит к тому, что российские школьники подвергаются буллингу в Интернете почти также часто, как и в жизни: жертвами кибер-хулиганства является каждый пятый, а каждый третий сталкивается с изображениями сексуального характера. Эту картину подтверждает практика. Более 30% всех обращений, поступающих на всероссийскую Линию помощи «Дети онлайн» (8-800-25-000-15), связанны именно с угрозами такого рода.
Эксперты из Минкомсвязи, Минобрнауки, Фонда развития Интернет, Федерального института развития образования, психологи МГУ, участники интернет-рынка единодушны в том, что для гармоничного развития ребенка одних технических средств контроля доступа недостаточно – важную роль играет воспитание, образование и позитивный контент.
Как отметил замдиректора по маркетингу «Комстар-ОТС» Михаил Ширшов, «социальная задача провайдера состоит не только в том, чтобы обеспечить качественный доступ в Интернет всем желающим, но также в том, чтобы дать инструменты добровольной защиты, такие как сервис родительского контроля, антивирус, фильтрация трафика, антиспам, и научить ими пользоваться. Однако как бы совершенны ни были технологии, ответственности родителей и педагогов за развитие молодого поколения пока никто не отменял».
Алексей Поздняков