За сколько продали все разработки по некогда нашумевшему «Ё-мобилю», где теперь можно купить первый российский смартфон YotaPhone и почему поисковая система «Спутник» не смогла затмить своего зарубежного конкурента, Google, хотя у нее для этого были все шансы. АиФ.ru — об отечественных проектах, на которые мы возлагали большие надежды, но они их до конца не оправдали.
Проект: «Ё-мобиль»
Мы ожидали: Когда-то «Ё-мобилю» прочили будущее народного авто по демократичной цене. Планировалось, что его стоимость не будет превышать 400 тыс. рублей. Осчастливить добрую половину россиян, мечтающих наконец-то купить себе железного коня, собиралась инвестиционная группа «Онексим» Михаила Прохорова. Именно она запустила данный проект в 2010 году. На первой презентации было показано сразу три концепта будущей машины с разными типами кузова: фургон, кросс-купе и хетчбэк. Вскоре «Ё-мобиль» протестировал Владимир Путин, занимавший тогда пост председателя правительства России. Он совершил поездку из своей подмосковной резиденции Ново-Огарёво в государственную — в Горках-9.
Кстати, когда компания запустила сайт и начала прием предварительных заказов, буквально за неделю ей удалось собрать свыше 100 тыс. заявок! Конечно, они не имели никакого отношения к реальным продажам, ведь никакой оплаты не требовалось, и, соответственно, человек, совершивший предзаказ, не обязан был выкупать его впоследствии. Зато данные помогали прогнозировать вероятный спрос на продукцию.
Массовое производство «Ё-мобилей» должно было стартовать в 2012 году, однако постоянно переносилось. Естественно, это подогревало слухи о том, что проект провалился. В 2014 году они подтвердились.
Чем дело кончилось: оказалось, что «Ё-мобиль» не сможет быть таким дешевым, как планировалось, производство было слишком дорогостоящим. На рынке его цена была бы как минимум в два раза больше некогда заявленной стоимости. В итоге все разработки компании были проданы за 1 евро институту НАМИ. Примечательно, что когда все произошло, пресс-секретарь Михаила Прохорова поспешила подчеркнуть, что ассоциировать имя ее клиента с провальным проектом неправильно, поскольку бизнесмен покинул «Онэксим» в 2011 году из-за выборов в Госдуму.
Обещанного три года ждут. Бизнесмен Прохоров подарил Жириновскому Ё-мобиль
Мы ожидали: Когда глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов вручил в конце 2013 года Дмитрию Медведеву первый серийный телефон, тот пошутил: «Apple напрягся». Но напрягаться американской корпорации не пришлось. Даже оригинальная конструкция устройства с двумя экранами не смогла впечатлить потребителей. Зато их точно впечатляла цена, первый YotaPhone стоил около 20 тыс. рублей. К слову, он продавался не только в России, но и в Евросоюзе и странах Ближнего Востока. Следующая модель, а именно YotaPhone 2, была презентована всего через пару месяцев, стоила уже в два раза больше, чем ее предшественница, и имела схожий рынок сбыта. Кстати, первый серийный YotaPhone 2 Владимир Путин вручил председателю КНР Си Цзиньпину. И в некотором роде подарок президента стал пророческим — в 2017 году YotaPhone 3 появился только на прилавках Китая, под названием Yota 3.
Чем дело кончилось: На презентации третьего поколения смартфона в Пекине было объявлено, что работа над устройством длилась 10 месяцев, а к процессу привлекалось более 100 специалистов из России и Китая. На отечественном рынке YotaPhone должен был появиться в 2017 году, однако этого так и не произошло. Но при желании его легко можно заказать на AliExpress.
YotaPhone 2: второе поколение российского смартфона
Мы ожидали: эта поисковая система должна была заменить россиянам привычные Google, Yandex, Rambler и Yahoo. Но тех, кто пользуется данной разработкой «Ростелекома», в нашей стране единицы, хотя проект был запущен в 2014 году. В целом с технической точки зрения все более или менее получилось, но зачем пользователям менять привычный Google на «Спутник», если у последнего нет никаких явных преимуществ по сравнению с конкурентом?
Чем дело кончилось: в августе 2018 года «Ростелеком» обратился в суд с требованием признать свою же компанию «Спутник» банкротом, а ее задолженность оценивалась в 292,2 млн рублей.
Проект: Marussia Motors
Мы ожидали: Семь долгих лет мы ждали, что детище актера и бывшего автогонщика Николая Фоменко наконец-то «взлетит». Старт компании Marussia Motors в 2007 году был стремительным и ярким. Буквально через 12 месяцев после запуска проекта фирма представила первый прототип автомобиля, который планировалось выпускать в двух комплектациях — B1 и B2. В 2010 году бренд засветился в «Формуле-1», став официальным спонсором команды Virgin Racing, позже компания даже купила основной пакет акций «конюшни» и официально стала Marussia Virgin Racing. Однако в «королевских гонках» все 4 года своего участия команда плелась в самом хвосте, и в 2015 году проект успешно захлопнулся.
Что же касается серийного производства, то в 2010 году был презентован концепт модели кроссовера F2, который, по задумке производителей, должен был покорить мировой рынок в конце 2012 года. Увы, реализовать идею не удалось. Все заявления о начале серийного производства так и остались просто заявлениями. А собранные в разное время 20-30 моделей серийным производством вряд ли можно было назвать.
Чем дело кончилось: Весной 2014 года СМИ узнали о том, что все проекты Marussia Motors закрываются. Работники, занятые на предприятии, рассказывали о многомесячных задержках заработной платы. Некоторые из них впоследствии перешли в состав конструкторского бюро НАМИ.
Мечты о скорости. 10 удивительных отечественных автомобилей
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.