Примерное время чтения: 7 минут
1254

Вышла из камеры. Как благодаря Вячеславу Срезневскому появилась аэросъёмка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Кровь с молотком 02/10/2024 Сюжет Русские конструкторы
Вячеслав Срезневский.
Вячеслав Срезневский. Commons.wikimedia.org

Привычное действие – проложить маршрут из точки А в точку Б посредством американского Google. А ведь карты в смартфонах обязаны своим появлением человеку, родившемуся 175 лет назад в Петербурге. Должна ему и аэроразведка, значение которой сложно переоценить по нынешним временам. И даже отечественное фигурное катание.

Как-то в Русское техническое общество обратился Николай Пржевальский. Для двухлетней экспедиции в Центральную Азию ему требовался сверхнадёжный фотоаппарат: те, что он брал с собой до этого, стремительно выходили из строя из-за сурового климата. Устройство, которое не боялось ни пыли, ни песка, ни тряски, для Пржевальского сделал Вячеслав Срезневский. Впрочем, ни Пржевальский, ни Срезневский не догадывались тогда, что эта камера вскоре поможет совершить настоящий прорыв в науке.

Фотоснимок Санкт-Петербурга с воздушного шара, 1886 г.
Фотоснимок Санкт-Петербурга с воздушного шара, 1886 г. Фото: Commons.wikimedia.org

«Не подвёл ни на йоту»

Он родился в семье филолога-слависта, академика Измаила Срезневского. Один из восьмерых детей. Работа по дому, помощь отцу в копировании древних рукописей – всё с малых лет. Измаил придумывал новые виды получения копий (в том числе с помощью фотосъёмки). Вячеслав внимал, повторял. Так и получал важнейшие уроки – ответственность за порученное дело, умение доводить его до конца, пунктуальность, тщательность. Плюс черты характера – любознательность, энтузиазм.

В молодости Срезневский занялся филологией и преподаванием, но о фотографировании не забыл. В 1878 году вступил в Русское техническое общество, где, говоря современным языком, создал фотографический отдел. А ещё разработал первую портативную аппарат-лабораторию, предназначенную для съёмки во время походов. Ключевое тут – «портативная». Ведь до этого лаборатория занимала целый фургон, запряжённый парой лошадей. У Срезневского она была размером с ранец и служила одновременно и камерой, и мастер­ской для проявления плёнки. Её он и усовершенствовал для Пржевальского.

«Пржевальский был чрезвычайно благодарен Срезневскому. Писал потом, что этот аппарат не подвёл его ни на йоту. В то время другой такой фотокамеры в мире просто не было», – говорит директор музея академика Срезневского Рязанского госуниверситета Нина Колгушкина.

Срезневский Вячеслав Измайлович, Ермилов Николай Евграфович, Прилежаев Иван Александрович, Фелиш Иван Альбертович, редакторы журнала Фотографические Новости,1910 г.
Срезневский Вячеслав Измайлович, Ермилов Николай Евграфович, Прилежаев Иван Александрович, Фелиш Иван Альбертович, редакторы журнала Фотографические Новости,1910 г. Фото: Commons.wikimedia.org/ Карл Булла

С высоты 1100 метров

Срезневский на этом не остановился. Продолжил улучшать фотокамеру и вскоре создал первый аэрофотоаппарат, водонепроницаемую камеру для подводных съёмок и камеру для съёмок солнечного затмения. Из этих трёх изобретений наиболее ценно первое – именно оно прославило его имя. За основу Срезневский взял камеру, созданную для экспедиции Пржевальского, и сфокусировал объектив на бесконечность, что позволило снимать отдалённые предметы с большой чёткостью. Камера крепилась на стенку корзины аэростата, а изображение проецировалось на стеклянные пластины, покрытые светочув­ствительным слоем и размещённые в кассетах из прорезиненной ткани. Это тоже было изобретение Срезневского.

В итоге 18 июня 1886 года в России состоялась первая в мире аэрофотосъёмка. Над Петербургом взмыл аэростат, и воздушный разведчик Леонид Зверинцев сделал четыре снимка камерой Срезневского. Один из них запечатлел Кронштадт с высоты 1100 метров. Остров Котлин, на котором находится город, полностью попал в объектив.

Срезневский наблюдал за полётом с земли и едва не плакал от счастья. В этот день исполнилась его мечта. И, пожалуй, мечта всего человечества – взглянуть на землю с высоты птичьего полёта.

«Вячеслав Измайлович был очень романтичной натурой. У него всегда горели глаза, он стремился приложить силы ко всему новому, всё видел в необычном свете. Относился к той когорте людей, которые находятся на шаг впереди остальных. На таких держится развитие общества, – считает Нина Колгушкина. – Срезневский принял советскую власть. И после революции работал в системе Всеобуча, был основателем Высшего института фотографии и фототехники, сейчас это Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Им же в сотрудничестве с коллегами была создана первая отечественная киноплёнка».

Русский лётчик-наблюдатель держит в руках аэрофотоаппарат, созданный Срезневским. Перваямировая война.
Русский лётчик-наблюдатель держит в руках аэрофотоаппарат, созданный Срезневским. Перваямировая война. Фото: Commons.wikimedia.org

Его мировой конёк

А параллельно со всем этим развивалась ещё одна глава жизни Срезневского – спортивная. Его отец Измаил, будучи педагогом, создавал свою систему воспитания антропологического направления, которую использовал и в своей семье. Все дети занимались спортом. Вячеслава особенно влекли коньки. И совсем уж неизгладимое впечатление произвело на него выступление в 1865 году американского фигуриста Гейнса на льду только что открытого общественного катка в Юсупов­ском саду Петербурга. Срезневский бросился участвовать в соревнованиях фигуристов и конькобежцев, стал сам их организовывать. К 1883 году докатался до того, что вошёл в состав международной судейской коллегии. Его энергия и авторитет в конечном счёте привели к тому, что первый чемпионат мира по фигурному катанию (1896) доверили провести именно Петербургу.

Позже изобретатель был избран первым председателем Российского олимпий­ского комитета, который создавался в преддверии Игр-1912 в Стокгольме. Он лично отправился сопровождать команду на Олимпиаду, где та выступила не очень успешно: лишь два серебра и две бронзы. Срезневский переживал неудачу как свою личную. Понимал, что дело было не в отсутствии талантов, а в организационных недоработках. Их он и стал устранять так же, как устранял недочёты в работе камеры. Тактика подготовки спортсменов сильно поменялась, и Олимпиада-1916 должна была для России пройти иначе. Её не случилось из-за разразившейся Первой мировой…

На следующие Игры команда страны отправилась лишь в 1952 году. К тому времени Срезневского уже не было в живых. Он умер в Ленинграде в возрасте 88 лет. Похоронили на Смоленском кладбище, но могила не уцелела – часть старинного погоста ушла под новостройки.

И некуда положить цветы в знак благодарности человеку, оставившему столько всего после себя. Ведь что такое та же аэрофотосъёмка? С её помощью создают карты, ищут полезные ископаемые, следят за лесными пожарами, оценивают урожаи, наблюдают за позициями неприятеля на поле боя и за безопасностью собственной территории.

Срезневский сильно продвинул страну в этом деле. В первые десятилетия Советского Союза был налажен выпуск качественной аэрофотоаппаратуры. А потом… Иначе расставили приоритеты, стали упускать из виду, не придавать нужного значения. Сейчас приходится спешно навёрстывать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах