Восстанавливаются ли нервные клетки?

Категория:  Медицина

​Нейробиологи давно спорят о том, образуются ли во взрослом мозге новые нейроны. Последние исследования показывают, что они могут появляться даже в пожилом возрасте. Значит, выражение «нервные клетки не восстанавливаются» является ошибочным?

Ответ эксперта

Испанские учёные опубликовали в журнале Nature Medicine статью, в которой описали своё недавнее исследование. Они культивировали «в пробирке» ткани мозга, полученные от 13 человек, умерших в возрасте от 43 до 87 лет. Выяснилось, что молодые нейроны образовывались даже в самых «старых» образцах, хотя с возрастом скорость их роста снижалась. Если в тканях 40-летнего человека можно было насчитать 40 тыс. новых клеток на 1 куб. мм, то в мозге 70-летнего таких клеток оказалось 30 тыс.

Учёные исследовали определённую область мозга — гиппокамп. Он участвует в формировании эмоций, играет важную роль в обучении. Затем они проанализировали ткани мозга, взятые у пациентов с болезнью Альцгеймера. К их удивлению, молодые нейроны удалось найти даже у самого старого из них. Правда, их количество было на порядок ниже, чем у здоровых людей.

Вывод такой: в некоторых областях мозга новые нервные клетки способны появляться в течение всей жизни человека. В здоровом мозге этот процесс может продолжаться до глубокой старости. Нейродегенеративные заболевания (к ним относится и болезнь Альцгеймера) значительно замедляют его, однако не прекращают.

«Действительно, в мозге взрослого человека есть две области, где могут формироваться новые нейроны и глиальные клетки. Это известно давно, — комментирует исследование европейских коллег главный научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабан. — Вопрос состоит в том, в какой деятельности мозга эти клетки способны участвовать. Активно новые нейроны образуются при травмах, воспалениях, а также во время обучения. Высказывались идеи, что они могут участвовать в формировании новой памяти, но это не так. Память формируется за часы, а новым нейронам, чтобы включиться в нервные сети, требуются дни и недели.

Ещё один важный нюанс. Количество новых нейронов в мозге невелико — меньше 1% от общего числа клеток. Образуются они из специальных клеток-предшественниц, которые возникают из стволовых клеток. И один раз образовавшись, нервные клетки больше не делятся, а только умирают. Так что выражение о том, что они не восстанавливаются, правильное».