В МГУ создали экспресс-тест для определения антибиотиков в сточных водах

Москва, 3 декабря - АиФ-Москва.

Российские ученые совместно с бельгийскими коллегами разработали экспресс-тест для быстрого и точного определения антибиотиков в сточных водах. Результаты исследования опубликованы в журнале ChemPhotoChem.

Всемирная организация здравоохранения ежегодно пополняет список инфекций, которые плохо поддаются лечению из-за снижения эффективности антибиотиков. Формирование устойчивости микроорганизмов является следствием неконтролируемого применения антибиотиков, в частности, их употребления в пищу продукции.

Так, из-за низкого метаболизма некоторые антибиотики остаются в природной среде на протяжении длительного времени, нарушая тем самым экологический баланс.

Для определения очагов загрязнения вод фармацевтическими препаратами сотрудники химического факультета МГУ под руководством профессора кафедры медицинской химии и тонкого органического синтеза Ларисы Томиловой и группа профессора Каролина Де Вель из Университета Антверпена предложили фотоэлектрохимический метод.

Специалисты синтезировали вещества группы фталоцианинов, селективно поглощающие излучение лазеров с длиной волны света 532 нм или 659 нм, и показали, что наиболее активно генерирует синглетный кислород трет-бутилзамещенные фталоцианины цинка и алюминия, а также фторзамещенный субфталоцианин бора. Эти соединения исследователи отобрали для дальнейшего создания фотоэлектрохимического сенсора, предназначенного для определения антибиотиков в сточных водах.

«Пробоподготовка для такого анализа не требуется, достаточно нанести на печатный электрод капельку воды, содержащую гидрохинон или антибиотик», - рассказала автор работы, научный сотрудник кафедры медицинской химии и тонкого органического синтеза МГУ, к.х.н. Татьяна Дубинина.

По словам Дубининой, измерение занимает около минуты. Отмечается, что разработка была протестирована на гидрохиноне – модельном веществе, схожем по строению с тетрациклиновыми антибиотиками.

В перспективе ученые намерены создать полноценный сенсор, расширив число определяемых им антибиотиков.