Учёные МГУ разработали новый материал для выращивания стволовых клеток

Ekaterina Novoseletskaya et al. / Frontiers in Cell and Developmental Biology, 2020 / Пресс-служба МГУ им. М.В. Ломоносова
Моcква, 2 декабря - АиФ-Москва.

Исследователи из Института регенеративной медицины Медицинского научно-образовательного центра МГУ разработали новый способ получения каркаса для стволовых клеток, который можно будет имплантировать пациенту для наращивания у него недостающих тканей и даже органов, сообщают пресс-службы вуза и Российского научного фонда (РНФ). Статья опубликована в журнале Frontiers in Cell and Developmental Biology. Исследование поддержано грантом Президентской программы РНФ.

Каркас создан при помощи мезенхимных стромальных клеток, из которых получаются клетки соединительной ткани костей, хрящей, жира и другие. Считается, что этот материал лучше созданного классическим методом – из фибробластов.

В живых организмах роль каркаса играет внеклеточный матрикс – сеть, состоящая преимущественно из белков коллагена и фибронектина. Идеального способа получения матрикса пока нет.

«Любые стволовые клетки в организме находятся в специализированном окружении, так называемой нише стволовых клеток, и внеклеточный матрикс является её важнейшим структурным и регуляторным компонентом, — рассказала Анастасия Ефименко, участник грантов РНФ, к.м.н., заведующая лабораторией репарации и регенерации тканей Института регенеративной медицины Медицинского научно-образовательного центра МГУ. – Известно, что в таких нишах его синтезировать могут в первую очередь мезенхимальные стромальные клетки. Мы наработали матрикс с их помощью, удалили из него все клетки и затем проверили, как хорошо на нём приживутся тканеспецифичные мультипотентные стволовые клетки. Оказалось, что они активировались, то есть начали готовиться к делению и стали эффективнее отвечать на сигналы, запускающие их дифференцировку в разных направлениях. Наши результаты оказались заметно лучше, чем в случае с матриксом, наработанным фибробластами».

Новый подход позволит избавиться от реакций иммунной системы пациента на трансплантат, то есть на присутствующие в нём фрагменты чужой ДНК, что часто является проблемой при пересадке донорских тканей и органов. В полученном учеными матриксе не нашли молекул, которые могли бы вызвать отторжение. При этом исследований на людях пока не проводилось.