Тайны всех океанов. Для чего учёные ходят в кругосветки

Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский».
Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский». globallookpress.com

29 июня в нашей стране отмечается День кораблестроения. Это праздник не только инженеров и конструкторов, непосредственно связанных со строительством судов, но и учёных, занятых исследованиями Мирового океана. А расширение присутствия России в его ключевых районах предусмотрено национальным проектом «Наука».

В честь памятной даты рассказываем о последних достижениях отечественных учёных в области судостроения и изучения Мирового океана.

Исследовали впервые за 30 лет

Флагманом научного флота на Чёрном море является научно-исследовательское судно «Профессор Водяницкий». Оно принадлежит Институту биологии южных морей им. А. О. Ковалевского РАН и специально спроектировано для гидробиологических исследований в океане. На борту судна размещено 12 лабораторий, в которых могут работать и геофизики, и биологи, и экологи. Для 60 членов экипажа и научных экспедиций созданы комфортабельные условия проживания.

Прошлая экспедиция «Профессора Водяницкого» была зимней. Учёные получили данные о видовом составе, численности, биомассе и распределении планктона, новые сведения о температуре и солёности воды. Радиобиологи проанализировали межгодовые и сезонные изменения уровней содержания и распределения радионуклидов, ртути и тяжёлых металлов, углеводородов в воде и донных отложениях Чёрного и Азовского морей.

По словам руководителя экспедиции, старшего научного сотрудника Института биологии южных морей РАН Наталии Бурдиян, некоторые показатели были исследованы впервые за последние 30 лет. Полученные результаты лягут в основу оценки биоразнообразия и биоресурсов Азово-Черноморского бассейна. В дальнейшем они помогут сохранить морскую среду, создать новые биотехнологии и методы управления прибрежными зонами.

Зимняя экспедиция «Профессора Водяницкого» стала завершающей экспедицией научно-исследовательского флота Минобрнауки в рамках нацпроекта «Наука» в 2019 году. Всего за прошлый год было проведено 37 морских научных изысканий в Северной Атлантике и морях Арктики, Японском, Охотском, Южно-Китайском, Чёрном и Азовском морях. В них участвовало более 600 исследователей, в том числе из других стран — Швеции, США, Аргентины, Польши, Германии, Вьетнама, Южной Кореи, Китая.

4 июня «Профессор Водяницкий» вышел из Севастопольского порта в летнюю морскую экспедицию. Учёные проведут в акваториях Чёрного и Азовского морей 26 суток. Основная задача — изучить экологическую ситуацию и биоресурсы. Полученная информация будет использована в частности при прокладке подводных трубопроводов и кабельных магистралей.

К 200-летию открытия Антарктиды

8 июня в Кронштадте встречали вернувшееся из кругосветной экспедиции исследовательское судно «Адмирал Владимирский». Оно предназначено для наблюдения за течениями и метеоданными, способно находиться в автономном плавании до трёх месяцев и выдерживать напор льдов толщиной до 1 метра.

В ходе только что завершившейся кругосветки судно прошло все океаны, кроме Северного Ледовитого, осуществляя маршрутную проверку навигационных систем и погодные наблюдения. Исследователи обогнули Антарктиду и установили точное местонахождение Южного магнитного полюса. Полученные данные теперь будут использовать все морские державы.

Кругосветная экспедиция «Адмирала Владимирского» была посвящена 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды и 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна. А её маршрут практически полностью совпал с маршрутом легендарного похода шлюпов «Мирный» и «Восток». Составлен он был таким образом, чтобы в день 200-летия открытия Антарктиды — 28 января 2020 года — «Адмирал Владимирский» посетил российскую антарктическую станцию «Беллинсгаузен», где были проведены памятные мероприятия.

Появятся ещё два научных судна

Несколько недель назад центральное конструкторское бюро «Лазурит» завершило проектирование многофункционального судна для проведения морских исследований. На первом этапе был разработан эскиз с учётом всех необходимых характеристик, на втором — определена схема расположения лабораторий, жилых и технических помещений.

Над проектом работала группа ведущих специалистов в области океанологии, гидробиологии, морской геологии и гидроакустики. На его основе к 2024 году в России должно появиться два новых современных научно-исследовательских судна неограниченного района плавания. Проект получил положительные заключения Российского морского регистра судоходства и других надзорных органов — он отвечает мировым требованиям, предъявляемым к строительству подобных конструкций.

Судно оснастят вертолётной площадкой, а его основные характеристики позволят вести сложные гидрологические работы, в том числе при помощи телеуправляемого подводного аппарата. Предполагается, что до 2024 года на нём будут организованы около 250 морских научных экспедиций.