Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин отметил, что ракета-носитель была подготовлена к старту с космодрома Байконур. При этом стартовала она с космодрома Восточный, который начал свою работу не так давно. И это событие вызвало серьезное разочарование, т.к. руководство космической отрасли имело большие надежды на то, что Россия выйдет на безаварийные годы. У экспертов же на этот счет свое мнение. Так, например, Иван Моисеев уверен, что надежность ракет-носителей в стране среднемировая — не сильно низкая, но и чрезвычайной ее не назвать.
«Если посмотреть на среднемировую статистику, то аварии чаще всего происходят с новой техникой, которая только испытывается. У нас же, наоборот, все аварии происходят с техникой, которая многократно и успешно летала. И авария, которая произошла с блоком «Фрегат» — он летал около сотни раз успешно, так что эта авария была случайной. Это исключение, некоторое совпадение по углам произошло, которое не было предусмотрено в алгоритме, разработанном в 1998 году, 20 лет назад.
Более того, в этот алгоритм по документации запрещено вмешиваться. Он летал нормально, а значит, его трогать нельзя было. Сейчас по углам видно, что произошла чистая случайность, заложенная 20 лет назад» — сообщил он СМИ.
Роскосмос подтверждает
Как можно заметить, мнение эксперта полностью совпадает с выводами, озвученными комиссией Роскосмоса. Если же говорить про ошибки, то они появились не сегодня, а, как минимум, лет 10 назад. О них еще тогда говорил все тот же Дмитрий Рогозин, который всегда играл особую роль в дискуссиях о направлениях развития отечественной космонавтики. Кроме этой, были и другие болезненные аварии — например, с «Протоном».
«Они — самые большие и самые дорогие. Но частота их возникновения не так велика. «Протон» летает с 1965 года, и он должен иметь очень высокую надежность, например, ту, которую демонстрируют современные ракеты, которые не имеют аварий уже десятки лет. Снижение надежности связано с ошибками, которые заложены еще в стародавние времена», — говорит Моисеев.
Поменялись причины
Сегодня также поменялись и причины аварий. Раньше проблемы, в основном, случались из-за недопустимых производственных браков. Однако эту проблему решили введением необходимой дисциплины на отечественных космических предприятиях. Косвенно на это указывает и сам запуск, где ракета и космодром сработали на все 100. При этом все равно произошла авария и взрыв.
«Когда аварии стали громкими и их заметило самое высокое начальство, началась реформа отрасли. Она может оказаться удачной, но результаты мы можем увидеть только через несколько лет. Ведь срок производства аппарата составляет 5-7 лет, соответственно и результаты реформы мы увидим не скоро. Ситуация тяжелая, и в космонавтике было немало кризисов. Упущенное время требует и денег, и времени. Кроме того, требуются решения, выходящие за рамки деятельности госкорпорации «Роскосмос». Законов по космонавтике сегодня почти нет, а те, что есть, недостаточно качественны. У госкорпорации «Роскосмос» нет поставленных сверху задач, которые помогли бы сохранить наследство советских времен для населения» — говорит Иван Моисеев.
Кроме того, сокращается доля выделенных на космос средств. А вот требования к проверкам, которым и так нет числа, только растут.
«Соответственно, системные ошибки заключаются не в работе госкорпорации «Роскосмос» как таковой. Возможно, эта структура уже успела наделать какие-то собственные ошибки, но в силу недлительности ее существования они явно не смогли приобрести системного характера», — констатирует Моисеев.
Выходом из положения могут стать решение таких вопросов, как, например, законодательное обеспечение космической деятельности, в которой сегодня есть немало проблем. Из-за этого она не может работать так эффективно, как многим того хотелось бы.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть