Возглавит экспедицию директор московского центра дополнительного образования «Лаборатория путешествий» Матвей Шпаро. Ровно десять лет назад он достиг полюса, преодолев на лыжах полярной ночью более тысячи километров по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана.
Учитель - он и в Арктике учитель
Инна Алейникова, «АиФ»: Матвей Дмитриевич, вы в десятый раз собираетесь с ребятами покорять арктические просторы. В чём отличие экспедиции-2018?
Матвей Шпаро: Мы решили, что возможность войти в число участников Большой арктической экспедиции должна быть у всех ребят из московских школ. Далеко не каждый из них отправится в путешествие на Северный полюс, но любой стал (или станет) участником акции, если ответил на онлайн-вопросы «Арктического диктанта» (на это даётся 30 минут) по географии, экологии, биологии и истории, связанные с Арктикой. Число написавших диктант превысило пять тысяч человек, акция продолжится до 1 мая.
Из этих участников мы формируем два отряда. Первый отряд называется «Полюс». В середине апреля 7 старшеклассников отправятся в 100-километровое путешествие к Северному полюсу. Двое взрослых, в том числе я, будут обеспечивать безопасность.
Второй отряд получил имя «Барнео» - по названию дрейфующей станции: она находится на льдах, которые движутся из-за ветра, течений, приливов и отливов. Мы отберём тоже 7 ребят 16-18 лет, которые прилетят на станцию «Барнео» и вместе с российскими полярниками будут заниматься научными исследованиями в течение той недели, когда мы идём на лыжах. Они изучат лёд, какие животные живут во льдах, насколько правдивы снимки из космоса и т. д. В качестве научного руководителя отряда поедет «Учитель года Москвы-2017» преподаватель биологии Иван Смирнов.
- Можно сказать, московский класс неделю проработает на Северном полюсе...
- Мы везём коммуникационное оборудование, чтобы через видеотрансляцию соединить с московскими школами то образовательное пространство, которое сложится на полюсе благодаря двум этим отрядам.
- В марте группа ребят, из которых отобрали семерых счастливчиков отряда «Полюс», провела десять дней в Карелии. В чём заключался отбор?
- Отбор семи из сорока человек происходил на учебно-тренировочных сборах. Школьники прошли на лыжах 100-километровый маршрут. Мы должны отправляться на Северный полюс, имея большой запас прочности. В Карелии сложные условия: рано темнеет, в тайге встречаются участки глубокого снега и нужно тропить лыжню, на спине рюкзаки.
- У ребят есть походный опыт, и эти сто километров они наверняка преодолеют. На что вы ещё обратите внимание?
- Я разговаривал с нашим старшим тренером Александром Буслаковым, имеющим громадный опыт работы с молодёжью. Он считает важным смотреть даже на то, как дети подавали документы, необходимые для участия в отборе. Не все заполняли анкету быстро и в полном объёме, и это выдаёт истинный уровень мотивации.
Действительно, в поход школьники ходили, и не раз. Поэтому нам нужно оценивать что-то другое: морально-волевые качества, интеллект. На каждый вечер десятидневных сборов были подготовлены задания. Сидя у костра, ребята решали логические задачи и выполняли интеллектуальные упражнения. Это и тренировка ума, и развитие коммуникативных навыков.
Рисками нужно управлять
- Как вы обычно добираетесь до начальной точки экспедиции?
- После Москвы мы оказываемся на архипелаге Шпицберген. Это норвежская территория, но, по особому статусу архипелага, на руднике Баренцбург россияне добывают уголь. Для поездки на Шпицберген нужен загранпаспорт, а шенгенскую визу у приезжих не спрашивают. Так вот там нас ждёт самолёт, на котором мы летим до дрейфующей станции «Барнео» рядом с Северным полюсом. Станция возводится лишь на апрель - люди занимаются наукой, туризмом и т. д.
- Какая погода в апреле?
- Минус 30-35 градусов.
- Без чего нельзя отправляться в Большую арктическую экспедицию?
- Бытовые условия традиционные: палатка, спальный мешок, еда на костре. Экипировку мы предоставим, чтобы команда имела единый вид. Но также возьмём что-нибудь нестандартное. Есть маленькие хитрости, открытые за годы путешествий. Например, щётка от снега - это элемент снаряжения, который мало у кого из путешественников сразу вызывает понимание. В Арктике снег и лёд слегка солоноваты. Соль абсорбирует воду. Поэтому если ты, заходя вечером в палатку, не смахнул щёткой снег с одежды друга, а друг не почистил тебя, то на следующее утро вроде бы сухие вещи при выходе на улицу сразу впитают в себя влагу из воздуха и будешь ходить во влажном.
- Одна мама спросила, видел ли я белых медведей. Сказал, что видел неоднократно.
Также после просмотра видеофильма задали вопрос, почему дети в палатках сидят с варежками на ногах. Я им объяснил, что это не замена носкам - в палатке достаточно тепло. Но периодически нужно по разным причинам выбегать наружу, и, вместо того чтобы надевать и зашнуровывать ботинки, молодёжь придумала надевать на ноги большие варежки из специального материала, с которых легко соскальзывает снег. И снег в палатку не приносишь, и ноги остаются сухими. Когда я в их годы ходил на лыжах по Карелии, мы варежки на ноги не надевали.
- Мам и пап, наверное, волнуют возможные экстремальные ситуации. Можно ли подготовиться к этому?
- Такие вещи всегда происходят неожиданно. Однако важно подготовиться так, чтобы их приход стал «ожиданным». Мы проводим с ребятами целую серию занятий «Управление рисками в арктическом путешествии». Часть занятий проводят сотрудники МЧС. Например, как переправляться через полынью, как вести себя при встрече с белым медведем. Благодаря этим занятиям наша команда подготовлена к большинству ситуаций. Опасностей в Арктике много, но сегодня, совершая путешествие с детьми, его можно сделать гораздо более безопасным, чем 20-30 лет назад. Наверное, поэтому мы и организуем такие походы и вообще занимаемся детским туризмом.
Там трудно всем
- Экспедиции в Арктике невозможны без выносливости. Что вы делаете, если силы закончились?
- Стало трудно - нужно поспать. Василиса Премудрая была права: утро вечера мудренее. Если ты надрываешься, не отдыхаешь, то начинаешь допускать ошибки, а в тех условиях ошибки могут привести к непоправимым последствиям. В Арктике остались те же самые трудности, которые люди испытывали 200 лет назад, когда открывали её: пурга, медведи, полыньи, торосы, морозы.
- Значит, взрослым в экспедиции так же сложно, как школьникам?
- Да, трудности одинаковые для школьников, профессиональных путешественников и принцев - однажды я водил к Северному полюсу правящего князя Монако.
- К экспедиции мы готовились в Швеции, я видел, с какой отдачей он тренировался. В Арктике ел гречневую кашу, как все. Аристократа в нём выдавали только хорошие манеры, он суперинтеллигент.
- Арктика вам уже хорошо знакома или она многолика?
- Маршрут один и тот же, а Северный полюс всё время новый. Это философская история...
- Ребят ждёт невероятное приключение!
- Одна из наших основных задач - сделать так, чтобы каждый подросток, вернувшись в свою школу, стал носителем, транслирующим правильные ценности. Чтобы, как круги по воде, начали распространяться положительные качества, которые он приобретёт, разовьёт и утвердит в этом путешествии: любовь, дружба, товарищество, навыки принятия решений, ответственность за себя и других.