Почему женщины-россиянки редко летают в космос?

Категория:  Космос
Ответ редакции

Генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин дал поручение ввести в состав одного из ближайших экипажей для полёта на МКС единственную женщину в российском отряде космонавтов — Анну Кикину. Источник в ракетно-космической отрасли сообщил, что она отправится на орбиту осенью 2022 года.

Анна Кикина.
Анна Кикина. Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

Анна Кикина по специальности инженер-гидротехник, также имеет диплом экономиста-менеджера. В космонавты-испытатели она была зачислена в 2012 году, пройдя открытый отбор.

За 60 лет пилотируемой космонавтики на околоземной орбите побывали всего лишь четыре женщины, представляющие Советский Союз либо Россию. Это Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова и Елена Серова. Для сравнения, число гражданок США, совершивших орбитальный космический полёт, равно 50. Почему же американки летают так часто, а россиянки редко?

Вот как объяснял это в интервью «АиФ» сотрудник Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина Борис Есин: «С конца 1980-х российские космонавты не выполняют коротких полётов на орбиту. Люди находятся на МКС по полгода, а то и больше, и такая работа, конечно, женщинам не очень подходит. Это труд тяжёлый и напряжённый, часто приходится выходить в открытый космос, крутить там гайки и т. п. А вот американские шаттлы в своё время летали на орбиту максимум на две недели. И нагрузка у их экипажей была не столь серьёзная, как у наших. По этой причине гражданок США в космосе побывало так много».

Лётчик-космонавт Елена Серова (последняя на данный момент россиянка, летавшая в космос; это было в 2015 году) считает, что всё дело в сложившихся гендерных стереотипах: «Ещё с советских времен у нас сформировалась негласная традиция, что существуют определённые мужские профессии. Космонавт — одна из таких профессий. У нас при отборе нет разных требований для женщин и мужчин. Но часто получается так, что женщины приходят в отряд, но не проходят по каким-то требованиям так же, как и мужчины».

При этом специалисты утверждают, что женщины в составе экипажей лучше справляются с некоторыми обязанностями, особенно если они требуют концентрации внимания и монотонной работы, которой на МКС хватает. Кроме того, присутствие дам на станции дисциплинирует мужчин и заставляет их более ответственно выполнять свои функции. «Я часто говорю, что однополый экипаж — как однополый брак, поэтому женщины всегда должны быть. Причём они работают очень качественно и профессионально, они хорошие инженеры и прекрасно справляются с поставленными задачами», — делился своим мнением космонавт Геннадий Падалка.