Откуда пошло выражение «растекаться мыслью по древу»?
Устойчивое выражение «растекаться мыслью по древу» встречается в «Слове о полку Игореве». В произведении, написанном в конце XII века, есть такой стих:
«Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу».
Однако на протяжении столетий филологи так и не пришли к единому мнению — кто или что растекается на самом деле по дереву.
О чем спорят филологи?
Выражение «растѣкашется мыслію по древу» первоначально переводили так: «носился мыслию (мысленно) по дереву (деревьям, лесам)». Однако данная фраза смущала многих исследователей и многие высказывали предположение, что в тексте скрывается какая-нибудь описка или ошибка.
В 1833 году писатель и литературный критик Николай Полевой предположил, что под словом «мыслию» следует подразумевать какого-нибудь зверька или птичку. Некоторые переводчики после этого заменяли это слово словами «соловей», «рысь», «бусый горностай» и т. д., но все замены были произвольными.
Филолог Николай Корелкин предположил, что вместо слова «мыслію» следует читать сходное с ним диалектное слово «мысь», означающее «белка».
Известный лингвист Андрей Зализняк по этому поводу говорил: «Более понятно, что по дереву скорее может бегать белка, чем мысль. Но с другой стороны, художественный полет может быть очень широк. В том же „Слове о полку Игореве“ чуть ниже встречается выражение „мыслену древу“. Дерево присутствует, и оно мысленное, следовательно, соединение двух идей — „мысли“ и „дерева“, — безусловно, в сознании автора было возможно».
В народном употреблении крылатое выражение закрепилось именно как «растекаться мыслью по древу».
Какое значение имеет фразеологизм?
Выражение «растекаться мыслью по древу» означает отвлекаться от основной темы речи, вдаваться в ненужные подробности, путано и утомительно для слушателей излагать свои мысли.
Антонимы устойчивой фразы — говорить лаконично, краткость — сестра таланта.
Фразеологизм используют, когда имеют в виду, что человек вдается в ненужные подробности, отвлекается от главной мысли.
Источник