Примерное время чтения: 16 минут

«Обамозуб стройный». Самые странные названия вымерших животных

Палеонтологический музей в Москве.
Палеонтологический музей в Москве. Commons.wikimedia.org

В одном из научных палеонтологических журналов опубликовано исследование странного млекопитающего, обитавшего 66 млн лет назад вместе с динозаврами. Учёных удивляют особенности его скелета: задние лапы «растопырены», как у ящерицы, а передние прижаты к телу. Специалисты не могут понять, как этот зверь передвигался, а ещё они находят причудливыми его зубы и странную щель в костях морды.

Под стать диковинному животному и название, которым его наградили исследователи — Adalatherium. В нём использовано слово как из малагасийского, так и из древнегреческого языка, а перевести его можно как «сумасшедший зверь».

АиФ.ru решил вспомнить, какие необычные имена давали учёные ископаемым видам животных.

Как Ленин рыбоящером стал

Довольно часто описанные биологами таксоны называют в честь того места, где были найдены их останки. Примеров таких масса, приведём лишь два, связанных с нашей страной. В 1990 году на юго-востоке Амурской области, близ села Кундур при прокладке автомобильной дороги бульдозеры срезали склон сопки и обнажили целое захоронение костей. Учёные насчитали десятки тысяч фрагментов.

Как выяснилось, это были кости динозавров, в основном — гадрозавров. В 1991 году их описали палеонтологи из Амурского комплексного научно-исследовательского института. Роду птицетазовых динозавров дали наименование Amurosaurus — от названия реки Амур. Кстати, смонтированный впоследствии скелет стал первым полным скелетом динозавра, найденным на территории нашей страны.

Слепок скелета амурозавра, Брюссель.
Слепок скелета амурозавра, Брюссель. Фото: Commons.wikimedia.org

А у деревни Шестаково Кемеровской области были найдены окаменелости зверюги, в имени которой увековечили весь огромный Сибирский регион. Род динозавров-завропод назвали Sibirotitan. Добавленное слово «титан» взято из древнегреческой мифологии, где им обозначали божественных существ второго поколения.

Впрочем, вот ещё один забавный пример, связанный с палеонаходками в России. В 2013 году международная команда учёных описала род ихтиозавров Leninia. Он был назван в честь Ленинского мемориального комплекса в Ульяновске, на территории которого хранился неполный череп рептилии, найденный в начале нулевых на родине Ильича. Но многим хочется думать (а кто может этому помешать?), что ископаемое животное названо в честь самого Ленина.

Ещё громче звучит название вида этого ихтиозавра — Leninia stellans. Слово stellans происходит от латинского stella (звезда), что добавляет красок и смыслов. Словосочетания «Ленин звёздный» и «Ленин блистательный» вызвали в прессе — не только отечественной, но и зарубежной — большой ажиотаж. Один из заголовков гласил: «Ленин был шестиметровым рыбоящером». Журналисты радостно описывали, что рептилия имела очень мелкие и слабые зубы, из-за чего питалась мелкой рыбой и головоногими моллюсками. Зато у неё были огромные, диаметром 20 см, глаза.

Кармен Электра в янтаре

Возможно, ещё больше, чем вождю мирового пролетариата, «повезло» 44-му президенту США Бараку Обаме. Непонятно почему, но в его честь названо множество биологических видов. Среди них — три рыбы, два червя, птица, паук, муравей, лишайник и два ископаемых организма. Эти двое нас и интересуют.

Имя вымершей ящерицы Obamadon gracilis можно перевести с латыни как «Обамозуб стройный». Ящерица жила в меловом периоде, как и динозавры. А вот второе существо — Obamus coronatus — обитало на Земле, когда ни динозавров, ни рыб ещё и в помине не было. Оно походило на крошечный диск диаметром до 2 см, с расходящимися спиралевидными бороздами на поверхности. Учёные предполагают, что организм не имел возможности передвигаться и, лёжа на дне океана, питался, пропуская через себя воду. Биологи подчёркивают, что назвали это диковинное создание в честь Барака Обамы в благодарность... за его любовь к науке.

Вообще, несколько обескураживает та лёгкость, с которой имя любого известного человека может быть увековечено в названии животного, ведь многие из них явно не выглядят королями звериного царства. Одно дело, когда твоим именем называют хищного динозавра, как случилось с найденным на территории Мадагаскара тероподом Masiakasaurus knopfleri (первая часть переводится как «злобный ящер», а вторая отсылает к музыканту Марку Нопфлеру, чьи песни слушали участники экспедиции, занимаясь раскопками). И совсем другое, когда название дают таракану или иной мерзкой букашке.

Masiakasaurus knopfleri. Реконструированный скелет, Королевский музей Онтарио, Торонто, Канада. Фото: Commons.wikimedia.org

В 2002 году американский энтомолог Нил Эвенхус обнаружил в янтаре мелких мух. Описав их, он присвоил насекомым, вымершим 30-40 млн лет назад, имя Carmenelectra. Как пояснил сам исследователь — в честь модели с «великолепным» телом Кармен Электры.

«Ниндзя — успех в панцире»

Тот же Нил Эвенхус известен в научном сообществе своим чувством юмора. Как-то в названии одного вида мух он решил обыграть теорию относительности. Другой вымерший вид назвал в честь астероида. А мухам-зеленушкам из Французской Полинезии за их сходство с героем американских комиксов и мультфильмов моряком Попаем дал имя Campsicnemus popeye.

К слову, персонажи поп-культуры довольно часто удостаиваются чести быть занесёнными в биологическую систематику. В 2018 году, когда гремела очередная сага о Мстителях, палеонтологи Рафаэль Делькорт и Фабиан Видой Иори описали род динозавров семейства абелизаврид Thanos simonattoi. Название было дано в честь Таноса — суперзлодея из комиксов Марвел. Ящер этот, правда, не был доминантым хищником. Он делил среду обитания с другим, более крупным тероподом.

Thanos simonattoi. Реконструкция.
Thanos simonattoi. Реконструкция.  Commons.wikimedia.org

Именем Хана Соло, одного из персонажей «Звёздных войн», был назван вымерший морской членистоногий — трилобит. Причём автор исследования даже поиграл словами. Сначала он утверждал, что название Han дано в честь китайской народности Хань, а Solo означает, что это единственный представитель своего рода. Но впоследствии учёный признался, что изначально решил присвоить трилобиту имя героя звёздной саги.

Ну а в честь какого мультяшного персонажа назвать древнюю черепаху, особо и гадать не нужно. Комиксы о черпашках-ниндзя появились в середине 1980-х и быстро стали популярными. В 1992 году их именем назвали только что созданный биологический род: останки гигантского пресмыкающегося были обнаружены аж в конце XIX века, но долгое время их принимали за окаменелости крупной ящерицы. Позже выяснилось, что это черепаха, которая жила в плейстоцене (эпоха закончилась 11,7 тыс. лет назад) и была действительно огромной — весила около 200 кг.

Исследователи, назвавшие её Ninjemys, объяснили свой выбор так: «Ниндзя — это намёк на совершенно безумную, устрашающую четвёрку, олицетворяющую успех в панцире».