Примерное время чтения: 8 минут

Нетесный «Мир». Самый масштабный и успешный проект советской космонавтики

Станция «Мир» 12 июня 1998 года.
Станция «Мир» 12 июня 1998 года. Commons.wikimedia.org

35 лет назад, в ночь на 20 февраля 1986 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с уникальным грузом. Это был базовый блок будущей орбитальной станции. Со временем к первому модулю были присоединены другие - «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр» и «Природа». Так в околоземном космическом пространстве появилась первая в мире многомодульная станция «Мир» - один из самых памятных и прорывных проектов советской космонавтики.

Пилотируемая космическая лаборатория

В начале 1970-х в освоении космоса произошли качественные изменения: уже стало ясно, что долговременное пребывание человека на орбите возможно, но для этого был нужен своего рода «космический дом». В 1971 году Советский Союз запустил первую орбитальную станцию серии «Салют», в 1973 году свою станцию вывели США. Правда, создавались они исключительно с оборонными целями - их появление было этапом гонки вооружений между двумя сверхдержавами.

В 1976 году НПО «Энергия» предложило усовершенствовать долговременные орбитальные станции. Над проектом работало 280 предприятий, за основу комплекса нового поколения взяли конструкцию того же «Салюта». Но «Салют» был одномодульной станцией, а пришедший ему на смену «Мир», по задумке советских инженеров, должен был собираться по частям и со временем стать очень большим. По сути, это была пилотируемая космическая лаборатория, предназначенная для длительных научно-технических экспериментов и исследования человеческого организма в состоянии невесомости. Забегая вперёд, скажем, что время существования станции «Мир» на ней было проведено более 23 тысяч экспериментов!

«Основные задачи пилотируемой орбитальной станции - это, во-первых, изучение влияния космических условий на человека, биологические объекты, материалы и технические агрегаты. А, во-вторых, получение опыта работы в космическом пространстве, включая и опыт работы наземной обеспечивающей инфраструктуры, - говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. - За 15 лет работы существования «Мир» было сделано очень много. Без преувеличения, это самый масштабный и успешный проект отечественной космонавтики.

И что любопытно, он был реализован в период жесточайшего кризиса. Запуск базового модуля в 1986 году совпал по времени с началом экономического кризиса в советской космонавтике. А выходить из него отрасль начала в 2001 году, когда «Мир» как раз завершил свою работу».

«Космический дом» для всех

Первые обитатели станции (это были космонавты Леонид Кизим и Владимир Соловьёв) появились на ней менее чем через месяц после запуска, 15 марта 1986 года. А через 9 лет «космический дом» открыли для иностранных экипажей. Всего за время работы станции «Мир» на ней побывали 104 человека, из них 62 были гражданами других государств - США, Франции, Японии, Великобритании, Германии, Сирии, Болгарии, Афганистана и других, всего их было 11. Причём некоторые американцы и французы посетили станцию более одного раза.

Да что там, астронавтов США на «Мире» побывало больше, чем наших космонавтов! В рамках совместной космической программы «Мир»-«Шаттл» с российской станцией (это было уже после распада СССР) девять раз состыковались американские «челноки». Семь экспедиций на счету корабля «Атлантис», по одной - «Дискавери» и «Индевор».

На «Мире» было установлено несколько мировых рекордов, самым важным из них стал абсолютный рекорд по времени непрерывного пребывания человека в космическом полёте. Его обладатель – лётчик-космонавт, врач Валерий Поляков. Он был на станции дважды, и вторая его миссия (с января 1994-го по март 1995-го) продлилась 437 суток 17 часов 59 минут.

Что дал этот проект?

Изначально «Мир» был рассчитан на 5 лет работы, но прослужил в три раза дольше. В конце 1990-х на станции уже регулярно выходили из строя различные приборы и системы, и правительство страны приняло решение затопить её. Предлагались проекты спасения «космического дома», но проблем, связанных с его эксплуатацией, накопилось слишком много. 23 марта 2001 года станция «Мир» была сведена с орбиты и, частично сгорев в плотных слоях атмосферы, затонула в закрытом для судоходства районе Тихого океана.

«Станция «Мир» - это очень важная ступень в деле освоения человеком космического пространства. Она показала, что на строительство многомодульных конструкций в принципе не существует ограничений. А также - что нет теоретического предела для пребывания человека в космосе, - говорит эксперт в области космонавтики, блогер Виталий Егоров. - Опыт экспедиций на станцию позволил сформировать те требования, которые сейчас соблюдаются при длительных полётах. Это касается, например, физических нагрузок и тренировок.

«Мир» очень хорошо продемонстрировал возможности международного сотрудничества. Кстати, первый космический турист был именно на «Мире», а не на МКС, как принято считать. Это японский журналист Тоёхиро Акияма, за полёт которого заплатила телерадиокомпания, где он работал. Ну а главное – станция «Мир» стала той основой, технологической и организационной, из которой потом выросла Международная космическая станция. Весь полученный опыт, все технологии управления и взаимодействия пригодились при её строительстве».