В этом убедился корреспондент «АиФ», посетив выставку аудиовизуального и информационно-коммуникационного оборудования и технологий InfoComm MEA в Дубае. Группа компаний Российского экспортного центра представила на ней ряд компаний несырьевого сектора.
Будет один сплошной VR
«Мы отправляемся в захватывающее путешествие по самой величественной стране мира. Мы покажем нашу дикую природу так, как вы её никогда не видели. Повернитесь налево, теперь посмотрите вниз. Вы смотрите сферическое видео. Это значит, что вы можете двигаться во все стороны, и заповедные жемчужины России окажутся вокруг вас».
Сейчас вокруг меня острова Кандалакшского заповедника. А через пару секунд я уже стою на скалистом берегу Баренцева моря, аккурат посреди птичьего базара. Верчу головой — со всех сторон орут кайры и чайки. Но вот я оказываюсь на песчаном берегу Лазовского заповедника, что в Приморье. Слышен рык тигра, и я нервно оборачиваюсь — но берег, к счастью, пуст. Перед глазами плывут буквы и цифры — это информация о месте, где я нахожусь, и о видах животных и растений, здесь обитающих. Я лечу над стадом бизонов в якутских степях, лечу вдоль реки Лены и её знаменитых столбов (скалы так близко, что, кажется, их можно достать рукой), зависаю над камчатским вулканом и долиной гейзеров, где под ногами буквально дышит парами планета. Я парю над бескрайними (можно убедиться в этом, повертев головой во все стороны) лотосовыми полями в дельте Волги. И, наконец, оказываюсь в национальном парке Лосиный остров, где в двух шагах от меня ест сено из кормушки лосиха.
«Ну как вам путешествие?» — улыбается Антон Жданов, когда я, останавливая вращающийся стул, снимаю очки виртуальной реальности и наушники. Пять лет назад он, фотограф-натуралист, вместе с другом Андреем Каменевым создал цифровое издательство, чтобы собрать в одном месте все фото- и видеоматериалы, посвящённые природе России. Со временем компаньоны принялись развивать другие направления бизнеса, в том числе съёмку сферического видео (или, как его ещё называют, видео 360°).
«Помните, когда появились первые цифровые фотоаппараты, все восхищались: „Боже, как круто!“ — рассуждает Антон Жданов. — Затем те же восторги звучали по поводу цифрового видео. Прогнозы таковы: видеоконтента будет становиться всё больше, и в ближайшие 10 лет он будет как-то трансформироваться, чтобы вызывать у потребителя всё тот же „вау-эффект“. Сейчас этот эффект даёт видео 360°. По сути, это создание виртуальной реальности (VR), и у неё масса применений».
Например, можно тестировать и обучать работников предприятия. Вы облачаетесь в шлем виртуальной реальности, попадаете в некую среду и там выполняете задание (ищете ошибки, выбираете варианты). Можно снимать обучающее видео для школ и вузов. А проект «Заповедные жемчужины» был подготовлен специально в Год экологии — любой может скачать приложение на смартфон, обзавестись VR-очками и смотреть фильмы о российских заповедниках, ощущая эффект своего присутствия в них.
Сейчас VR 360° — один из главных технологических трендов. Растёт спрос на гарнитуры сферического видео, со временем они найдут применение и на потребительском рынке. Компактную камеру с круговым обзором можно использовать где угодно: к примеру, разместить её в ложе театра или музейном зале, и миллионы людей посмотрят из дома премьеру спектакля или уникальную выставку. Можно закрепить её на танке, участвующем в Параде Победы (это уже делает телеканал RT), или установить на биатлонной трассе. Наконец, можно снимать на камеру-360° семейный отдых и путешествия, и это будут самые реалистичные воспоминания.
«Уверен, скоро VR-очки будут у каждого человека, как мобильный телефон. Они станут персональными устройствами, — считает Антон Жданов. — Когда на дорогах появятся беспилотные автомобили, у водителей освободятся руки, и их надо будет чем-то занять. Главным времяпрепровождением для них станет видео 360°. Нужно уже сейчас учитывать этот колоссальный спрос».
Чёрный квадрат в 3D
Перед российским стендом стоит группа арабов в традиционных белых халатах-кандурах. Арабы смотрят на причудливые звуковые колонки. Музыка льётся непонятно откуда (динамики направлены друг в друга, в этом секрет), музыка становится объёмной и вездесущей. Арабы цокают языками. Один из них силится произнести вслед за Андреем Комоловым, директором компании-резидента фонда «Сколково», слова «интерполяционное видео и контрапертурная акустика». Комолов смеётся.
«Эти страшные слова означают совершенно новые принципы формирования изображения и звука, — поясняет он мне. — Мы обладаем патентами России и США на экраны, которые дают проекционную картинку очень высокого контраста при свете. Подчеркну: обычно для этого приходится затемнять помещение, мы же смогли добиться контраста именно при свете. Можно близко подойти к экрану и не увидеть там пикселя — картинка не будет рассыпаться. А ещё мы победили мерцание — можно часами смотреть на экран, и глаза не будут уставать. Ну и звук. Придумать что-то новое в акустике сложно. А нам удалось. Звук получается не векторным, а скалярным, объёмным, как в природе».
Применение этих технологий — домашние кинотеатры, интерактивные доски для обучения, тренажёры-симуляторы с идеальной картинкой любой формы, музейные инсталляции.
«Это могут быть и объёмные изображения. Видели „Чёрный квадрат“ Малевича в 3D? — допытывается Комолов. — Совсем по-другому смотрится. Можно подойти к нему близко-близко и долго рассматривать этот сплошной объёмный квадрат. Точнее, это будет уже куб».
InfoComm MEA — уже третья выставка для группы компаний Российского экспортного центра в ОАЭ, посвящённая высоким технологиям. Рынки Ближнего Востока и Африки считаются перспективными. «Местный бизнес и органы власти проявляют большой интерес к российскому оборудованию, особенно тому, которое связано с машинным интеллектом, системами распознавания, безопасностью, — рассказывает глава группы Пётр Фрадков. — Мы намерены создать в ОАЭ инновационный хаб российских компаний. Уже семь отечественных производителей подтвердили своё участие в нём на постоянной основе».
Любая страна, живущая исключительно за счёт экспорта природных ресурсов, к середине ХХI в., скорее всего, окажется на обочине цивилизации, скатившись по макроэкономическим показателям в самый конец списка. Наступающая по всем фронтам четвёртая промышленная революция не оставляет шансов тем, кто «сидит на трубе» и не развивает у себя высокие технологии. К счастью, про Россию этого сказать уже нельзя.