Сегодня в 23:33 по московскому времени с площадки LC-39А Космического центра Кеннеди в США стартует ракета с космическим кораблём Crew Dragon (или Dragon 2). На его борту — американцы Даглас Хёрли и Боб Бенкен. Их миссия, получившая название Demo-2, станет исторической хотя бы по той причине, что это первый в истории пилотируемый полёт частного космического корабля. Его разработала компания Илона Маска.
Приветы из прошлого
Кроме того, это первый испытательный старт с участием экипажа с территории США за последние 39 лет. Предыдущий состоялся в 1981 году, когда в тестовый полёт отправился первый многоразовый корабль с двумя астронавтами на борту: шаттл «Колумбия». Ещё один «привет из прошлого»: нынешнему экипажу после визита на МКС предстоит вернуться на Землю, приводнившись в океане с помощью парашютов, последний раз астронавты делали это во время миссий «Аполлонов».
Чтобы заниматься доставкой людей и грузов на орбиту самостоятельно, NASA в 2014 году заключило контракты на создание космического корабля следующего поколения с двумя частными компаниями: SpaceX и Boeing. Принадлежащая американскому миллиардеру Илону Маску SpaceX оказалась более успешной и первой завершила все необходимые испытания, хотя не обошлось без неудач, повлекших сдвигание сроков. Свой первый полёт в автоматическом режиме корабль Crew Dragon выполнил в марте 2019 года (была состыковка с МКС и успешное возвращение на Землю), но вскоре после этого случилась авария: в апреле при испытании двигателя произошёл взрыв, разрушивший капсулу корабля.
В SpaceX уверяют, что учли весь негативный опыт, а в конструкцию аппарата внесли необходимые улучшения: заменили в топливной системе обратный клапан на разрывную мембрану. Последним испытанием стал тест на прерывание полёта Crew Dragon в точке максимального аэродинамического сопротивления. Его провели в январе этого года. Вскоре после старта была активирована система аварийного спасения корабля, и через 9 минут он успешно сел на воду в Атлантическом океане.
Теперь настал черёд Demo-2 — тестового полёта с участием людей.
Вернётся даже ракета
Экипаж Crew Dragon — опытные астронавты, уже не раз побывавшие в космосе. И Даглас Хёрли, и Боб Бенкен дважды летали на шаттлах, а Бенкен во время каждой миссии по три раза выходил в открытый космос. Если всё пойдёт по плану, 28 мая они состыкуются с МКС и проведут несколько месяцев в компании её действующего экипажа: россиян Анатолия Иванишина и Ивана Вагнера и американца Кристофера Кэссиди. Осенью Хёрли и Бенкен вновь сядут в капсулу Crew Dragon и вернутся на Землю, приводнившись в океане. Кстати, первая ступень ракеты Falcon 9, которая выведет корабль на орбиту, после запуска тоже должна вернуться и сесть на плавучую платформу у побережья Флориды.
Для астронавтов специально разработаны новые скафандры с применением современных технологий, таких, например, как сенсорные экраны. Разумеется, они прошли строгий карантин: на протяжении нескольких недель с парой контактировал исключительно персонал в масках и перчатках, а сами они предпринимали дополнительные меры предосторожности во время тренировок. Ведь речь в данном случае идёт о безопасности не только Хёрли и Бенкена, но и экипажа на борту МКС, ожидающего их прибытия.
«Это новая эра в космических полётах человека, — сказал на недавней онлайн-конференции руководитель NASA Джим Брайденстайн. — Четыре раза в истории мы помещали людей на совершенно новый космический корабль: так было с „Меркурием“, „Джемини“, „Аполлоном“, а затем „Спейс шаттлом“. И теперь делаем это в пятый раз. И это только если говорить о Соединенных Штатах. Если же взглянуть глобально, это будет девятый раз в истории, когда человек садился на новый космический корабль».
Сядут ли в кресло Crew Dragon россияне?
А вот чем это грозит российской космонавтике? «После завершения программы „Спейс шаттл“ в 2011 году „Роскосмос“ зарабатывал в среднем 300-400 млн долларов ежегодно на „извозе“ до МКС. Это составляло около 10% всего финансирования нашей космонавтики, — рассуждает блогер Виталий Егоров, эксперт в области космонавтики. — Стоимость одного места в „Союзе“ для астронавтов доходила до 90 млн долларов. Теперь эти деньги потеряны, а компенсировать их „Роскосмос“ будет, видимо, из госбюджета».
Также можно надеяться, что места в «Союзах» займут космонавты из платёжеспособных арабских стран (например, ОАЭ) или космические туристы. Что касается сотрудничества с американцами, то оно, безусловно, продолжится, во всяком случае, до конца эксплуатации Международной космической станции, а это ещё 8-10 лет. Причём российским космонавтам, скорее всего, тоже предстоит сесть в кресло Crew Dragon. Это будет логично с точки зрения повышения безопасности совместных миссий: не помешает, чтобы в каждом экипаже МКС находились пилоты, умеющие летать на любом типе кораблей, как российских, так и американских.
А вот на развитие в ближайшее время отечественной частной космонавтики успехи Илона Маска вряд ли повлияют. Да, такие компании в России есть, но их деятельность по масштабам нельзя сравнить с тем, чем занималась последнее десятилетие та же SpaceX. Причина проста: NASA поддерживает и стимулирует частную космонавтику в США, надеясь на неё в будущих миссиях (например, в освоении Луны), а наш «Роскосмос стремится быть монополистом, воспринимая частные компании как конкурентов».
«Пока главным преимуществом „Роскосмоса“ оставались советские технологии и низкий уровень оплаты труда, это позволяло держать низкую цену на свою продукцию и услуги для международных заказчиков, — поясняет Виталий Егоров. — SpaceX нащупала эту уязвимость, сделав клиентам более выгодное и современное предложение. Пока непохоже, чтобы „Роскосмос“ сделал из этого выводы. Своих Илонов Масков он взращивать, судя по всему, не намерен».