Примерное время чтения: 5 минут

Физик по фамилии Адвокат. Великий и неизвестный Амедео Авогадро

Амедео Авогадро.
Амедео Авогадро. Commons.wikimedia.org

Физик, который знаменит выведенными им законами, появился на свет в Турине. Несмотря на значимость его вклада в науку и всемирную известность, ученый вел достаточно скромный образ жизни, был многодетным отцом и глубоко верующим человеком. В отличие от многих значимых в обществе персон, он презирал роскошь, богатство, славу. Возможно, именно в связи с такой нелюбовью ко всему светскому детали его биографии до сих пор остаются неизвестными — несоразмерно его вкладу в науку и развитие цивилизации.

Из юриста в физики

Амедео Авогадро, один из восьмерых детей в семье адвоката, по традиции наследования профессии был также вынужден выбрать карьеру в юриспруденции. Его предки уже шесть веков подряд состояли на службе при католической церкви и занимались каноническим правом, регулирующим жизнь религиозных учреждений и их взаимоотношения с властью. Более того, сама фамилия семейства Авогадро вероятнее всего происходит от слов «avogadro» или «avogaro», на средневековом венецианском диалекте обозначающих адвоката или государственного служащего, работающего с людьми.

Но даже такие мощные традиции не заставили Амедео стать адвокатом. Он рано начал проявлять интерес к естественным наукам: посещал занятия в школе, специализирующейся на геометрии и экспериментальной физике. Выбор учебы был сделан в пользу семейной традиции — Авогадро получил степень доктора церковного права. Но все свободное время он занимался самообразованием в области естественных наук, посвящая ему все свое свободное время. Закончив учебу, он резко и окончательно «переквалифицировался» в физика: стал членом Туринской академии наук и первым профессором новой кафедры высшей физики в Туринском университете.

След в науке

В наше время практически ни один учебник физики или химии не обходится без упоминания об Авогадро и о выведенных им законе и числе, носящих имя своего автора. Эти его идеи сыграли значительную роль в установлении атомных масс элементов и молекулярных масс многих веществ. В частности, ему первому удалось верно определить формулы таких веществ, как, например, вода, водород, кислород, азот, аммиак.

Помимо этого Авогадро занимался изучением электрических явлений и их связи с явлениями химическими, рассматривал тепловое расширение тел и процессы теплоемкости. Но все же наибольших успехов ученый добился именно в сфере молекулярной физики. К тому же, именно Амедео был автором первого в мире пособия, посвященного данному разделу физики. Оно было основано на его четырехтомном труде «Физика весомых тел, или трактат об общей конституции тел».

Стоит отметить, что при жизни значительная часть достижений итальянца какое-то время оставалась недооцененной. Даже знакомый многим из школьного курса химии закон Авогадро (согласно которому в равных объёмах различных газов, взятых при одинаковых температурах и давлениях, содержится одно и то же число молекул) в течение нескольких лет именовался законом Авогадро-Ампера — с упоминанием французского физика, который также вывел данный закон, но многим позже Авогадро.

Также Амедео выдвигал идеи по модернизации преподавания физики в Италии с целью достичь уровня развития точных наук в Европе. По его мнению, преподавательскую деятельность необходимо сочетать с деятельностью исследовательской, и в связи с этим даже следует создавать при кафедре два отдельных кабинета: один — учебный, другой — научный, со всей необходимой аппаратурой и штатными сотрудниками. Но предложения Авогадро не были реализованы.

Обратная сторона

Во многом именно благодаря открытиям Амедео Авогадро физика и химия достигли современного уровня развития. Сделанные им выводы известны всему миру и внесены в основы естественных наук. В то время как о жизни такого значимого человека известно мало. Вероятно, причиной этому стали особенности его характера и мировоззрения.

«Высокообразованный без педантизма, мудрый без чванливости, презирающий роскошь, не заботящийся о богатстве, не стремящийся к почестям, безразличный к собственным заслугам и собственной известности, скромный, умеренный, доброжелательный», — именно так отзывались об Авогадро его коллеги.

Современники ученого отмечали, что он был примерным семьянином, доброжелательным и религиозным человеком. Амедео был женат на дочери нотариуса, младшей его на восемнадцать лет, и растил восьмерых детей. К сожалению, ни один из двоих его сыновей или шести дочерей не продолжили научной деятельности отца.

Записки ученого

Стремление к знаниям не покидало Авогадро на протяжении всей его жизни. Начав процесс самообразования еще в юности, ученый продолжил самостоятельно заниматься научными исследованиями, будучи профессором университета, а впоследствии и совмещал их с государственной деятельностью.

Изучая научную литературу, Амедео Авогадро имел привычку выписывать особо важные и интересные, по его мнению, сведения. Объемы его выписок в результате составили 75 томов не менее чем по девятьсот страниц каждый.

Через четыре года после смерти ученого, в 1860 году, в Германии состоялся Первый Международный химический конгресс, на котором итальянский химик Станислао Каниццаро выступил с докладом о работах Амедео Авогадро и заново открыл его для научного мира. Присутствовавший на данном конгрессе русский ученый Дмитрий Менделеев впоследствии отмечал, что идеи этого доклада не только быстро распространились и «покорили умы», но и помогли ему, Менделееву, окончательно вывести его периодический закон.