Активное развитие космонавтики в России вполне возможно, если удастся преодолеть ряд институциональных ограничений. В частности, необходимо создать экосистему для развития частных космических компаний, использовать международную кооперацию и признать за отраслью «право на ошибку».
Эксперты, принявшие участие в исследовании «Российская космическая отрасль: ожидания бизнеса и общества», разделились в определении современного этапа освоения космоса человеком. Прагматики отмечают «кризис целеполагания и технологический тупик»: околоземное пространство уже освоено и интегрировано в экономику Земли, а экономическая целесообразность дальнейшего продвижения в космос вызывает сомнения. Эксперты предлагают России сосредоточиться на проектах коммерческого использования ближнего космоса, монетизации уже отработанных технологий вывода на орбиту полезной нагрузки, спутниковой связи, навигации, дистанционного зондирования Земли и других. «Лунные программы у нас есть и будут, но не с тем ажиотажем и не в том ритме, которые нам пытаются навязать другие страны. В будущем году мы отправляем совместный аппарат ExoMars к Красной планете», — говорит Владимир Устименко, руководитель пресс-службы ГК «Роскосмос».
Эксперты с визионерской позицией полагают, что наступил «космический ренессанс после технологического застоя». На околоземной орбите стремительно развивается рынок коммерческих услуг, крупнейшие космические державы планируют дальнейшее освоение Луны и Марса. По их мнению, мир стоит на пороге третьего этапа развития космонавтики, который предполагает коммерциализацию отрасли, развитие космической экосистемы, расширение взаимосвязей с другими отраслями экономики, рутинизацию процессов, изучение возможностей добычи в космосе полезных ископаемых.
Новый этап в космонавтике, Space 2.0 или New Space, когда отрасль после периода высокой закрытости стала доступна частному бизнесу, ассоциируется прежде всего с владельцем SpaceX Илоном Маском. Космос возвращается в массовую культуру, как во времена космической гонки 1950-1960-х годов, однако при этом в России отмечается чрезмерная архаизация, ретроспективный фокус в космической тематике, что не способствует модернизации отрасли и привлечению в нее молодых специалистов.
Группа тотальных пессимистов, которые принципиально не верят в перспективы российской отрасли, немногочисленна. Они занимают маргинальную позицию в экспертном сообществе.
«Провал 1990-х», когда госзаказ в космической отрасли был практически сведен к нулю, до сих пор негативно сказывается на развитии российской космонавтики. Среди других барьеров отрасли эксперты называют институциональную конфигурацию госкорпорации «Роскосмос», которая является и заказчиком, и исполнителем всей космической деятельности, слияние военной и гражданской космонавтики в одном ведомстве, устаревшую правовую и производственную базы, неполное импортозамещение, недостаточное финансирование космической деятельности из бюджета и целый ряд препятствий для развития частного космического бизнеса. «В 1990-е годы начался системный кризис в российской космонавтике. Государство как единственный заказчик космических проектов снизило свой заказ в 20 раз, а предприятия остались. До конца 1990-х годов запускали ракеты, сделанные еще в советский период. Они лежали на предприятиях в той или иной степени готовности. Так мы прожили 1990-е годы», — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.
В ходе исследования были выявлены стратегические развилки, перед которыми сегодня стоит российская космонавтика. Так, при выборе между ориентацией на конкурентов и фокусом на собственных целях и последовательной реализации планов эксперты скорее считают вторую альтернативу более предпочтительной, хотя некоторые видят плюсы и в конкуренции.
Самостоятельное освоение космоса или развитие международной кооперации — еще одна развилка. Экспертное сообщество полагает, что международная кооперация в крупных проектах освоения космоса отвечает интересам России и человечества в целом. Политически логичной выглядит переориентация направления кооперации на восток (в частности, Индию и Китай), но у такой стратегии есть и ряд рисков: к примеру, риски копирования технологий. «Есть вещи, которые деньгами не считаются. Нам нужен рывок. Нужен мегапроект. И для его реализации нам не избежать сотрудничества и кооперации с другими странами», — говорит Сергей Кричевский, космонавт-испытатель.
Выбирая между развитием в России частного космоса и самостоятельной коммерческой деятельностью госструктур через систему частно-государственных партнерств, большинство экспертов полагает, что создание экосистемы для развития частного космического бизнеса позволило бы привлечь в отрасль инвестиции, ускорить развитие инновационных технологий, получить российские космические проекты мирового масштаба. «Если завтра в России появится масштабированный ресурс под инвестиции в частный космос, буквально за пять лет можно получить с десяток проектов мирового уровня», — отмечает Евгений Кузнецов, генеральный директор компании «Орбита Капитал Партнерз».
Исследование выявило также ряд парадоксов восприятия российской космической отрасли. С одной стороны — венчурный характер, которому свойственны высокие риски, цикличность и «право на ошибку», с другой — ожидания общественности как от традиционной экономики с высокой скоростью возврата инвестиций и быстрым успехом, поиском виноватых в случае неудачи. «Стоимость денег — ключевой аспект космической конкуренции. Развитие космоса, ориентированное на длинные (до 15 лет) циклы, заинтересовано в целевых „дешевых“ деньгах, то есть вложениях с минимальными рисками, поскольку „коммерческие“ деньги значительно удорожают проект», — говорит Михаил Гордин, генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова.
Ближайшие задачи российской ракетно-космической отрасли, по мнению экспертов, — прагматизация околоземного космического пространства, создание экосистемы для развития частного бизнеса, диверсификация и монетизация космических технологий, реализация программ освоения дальнего космоса. Отдельное направление — актуализация космонавтики для молодежи, смещение фокуса с прошлого на будущее.
Цель исследования, которое провели эксперты, — показать восприятие российской космонавтики населением и экспертами с разной степенью вовлеченности в отрасль. Ключевые исследовательские вопросы связаны с оценкой значимости космоса для России, ее места в мировой космической отрасли, преимуществ и рисков российской космонавтики, ожиданий общества. В исследовании приняли участие 40 экспертов с разной степенью вовлеченности в тематику космической отрасли.
В рамках исследования были также проанализированы социологические опросы Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), российские и зарубежные СМИ и открытые источники информации, проведен опрос детей 10-15 лет.
Ключевые моменты исследования были представлены на круглом столе «Российская ракетно-космическая отрасль: стратегия развития и перспективы» 27 ноября на факультете космических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова.
Смотрите также:
- Альтернативная энергетика и глобальная энергетическая безопасность в период после Встречи на высшем уровне по проблемам Земли 2012 года в рамках Конференции ООН по устойчивому развитию («Рио + 20») →
- Энергетика будущего. Эксперт — о роли «Россетей» в развитии энергокомплекса →
- Никифоров: ПМЭФ станет ступенькой к развитию отчественного ПО →