Внимание, конкурс!
В Соединённых Штатах дан старт программе по замене используемых в американской космической отрасли российских ракетных двигателей на собственные.
Как заявил на пресс-конференции глава Центра космических и ракетных систем ВВС генерал-лейтенант Сэмюел Грейвс, военно-воздушные силы США объявляют конкурс на создание нового американского ракетного двигателя, который должен заменить российский РД-180.
Первоначальные заявки от участников должны поступить к 23 июня, а итоги конкурса будут подведены в сентябре.
Компании-победительницы получат из бюджета Пентагона на разработку двигателей 160 миллионов долларов.
Проект задуман как частно-государственное партнёрство, в котором компании должны будут покрыть треть его стоимости из своих собственных средств.
Вопрос о замене российских двигателей на американской ракетной технике впервые был поднят с началом украинского кризиса. Власти США сочли, что использование РД-180 при запуске военных и разведывательных спутников представляет угрозу национальной безопасности страны.
Конгресс США принял специальный закон, в котором предусматривалась разработка американского двигателя для замены российского. В законе устанавливался и крайний срок прекращения использования российских двигателей — 2019 год.
Американский консорциум United Launch Alliance (ULA), созданный компаниями Lockheed Martin и Boeing, который и эксплуатирует ракету «Атлас-5» с российским двигателем, сейчас ведёт работы над новой ракетой «Вулкан», которая должна быть оснащена американским двигателем.
Однако специалисты ULA обращают внимание на то, что в поставленные сроки задача может и не быть выполнена. Создание нового надёжного двигателя — процесс сложный, небыстрый, при котором трудно что-либо точно планировать. В этой связи не исключено, что срок прекращения использования российских двигателей будет перенесён.
Техника, неподвластная американскому уму
Двигатель РД-180 был создан в середине 1990-х ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» на базе двигателя РД-170 — уникальной советской разработки, самого мощного из жидкостных ракетных двигателей в истории, который устанавливался на самую мощную советскую ракету «Энергия».
Российской разработкой заинтересовались американцы, которые приобрели право на использование двигателя на ракетах-носителях серии «Атлас». РД-180 выиграл конкурс у всех американских конкурентов.
Подписанный договор носил весьма жёсткий характер: американцы получали не только двигатель, но и все связанные с ним технологии. Изначально американская сторона планировала через три – четыре года сама начать производство таких двигателей.
Но выяснилось, что технология производства РД-180 настолько сложна для американцев, что освоить её они не смогли за полтора десятилетия. В итоге двигатели РД-180 для США по-прежнему создаются в России, на предприятии «Энергомаш». Технологический цикл сборки одного двигателя составляет в среднем до 16 месяцев. При этом для соблюдения американских законов совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. Однако эта компания в данном случае выполняет по большей части роль «свадебного генерала» — РД-180 остаётся продуктом российского производства.
Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты», миссию к Луне «Lunar Reconnaissance Orbiter», аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики», миссию к Юпитеру «Юнона», миссии к Марсу «Mars Reconnaissance Orbiter», «Марсианская научная лаборатория», «MAVEN» и многие другие.
Технических претензий к РД-180 практически нет, наоборот, неоднократно подчёркивалось, что данный двигатель не имеет аналогов. Вопрос о его замене в США носит исключительно политический характер.
Эксперты отмечают, что жидкостные ракетные двигатели в США не разрабатывают больше 20 лет, и начинать придётся практически с нуля. Реализация подобного проекта потребует не менее 5–7 лет и миллиардных капиталовложений.
Американский космос: меняем советское на российское
РД-180 — не единственный российский двигатель, который используется в американской космической программе.
На американской ракете-носителе «Антарес», разработанной Orbital Sciences Corporation, использовался двигатель АJ-26. Этот двигатель представлял из себя доработку советского НК-33, созданного ещё в начале 1970-х годов для советской лунной программы.
Несколько десятков таких двигателей находились на хранении на Самарском научно-техническом комплексе имени Н. Д. Кузнецова и в конце 1990-х весьма заинтересовали американских специалистов из фирмы «Аэроджет», которые и приобрели их.
Ракеты «Антарес» с доработанным советским двигателем благополучно выполнили два испытательных и два коммерческих полёта, однако во время третьего 28 октября 2014 года произошла авария, в которой американские специалисты обвинили советский двигатель.
Эта версия была растиражирована американскими СМИ, однако российские специалисты с этим не согласны. К расследованию аварии их не привлекали, поэтому проверить версию американцев не представляется возможным.
Зато известно, что в августе 2014 года прошли испытания двигателя НК-33 российскими специалистами при участии американцев из «Аэроджет». В изделие были введены новые узлы камеры сгорания: коллектор и некоторые детали агрегатов двигателя. Общая наработка составила 616 секунд. Двигатель отработал успешно, подтвердив все требуемые параметры.
Тем не менее Orbital Sciences Corporation объявила о намерении отказаться от модифицированного НК-33. При этом значительно меньше сообщалось о том, какой двигатель придёт ему на смену.
В декабре 2014 года компания Orbital Sciences Corporation заключила контракт на поставку двигателей с… российским предприятием «Энергомаш». По соглашению, российская сторона должна поставить американцам 60 двигателей РД-181. Этот двигатель представляет собой облегчённую версию РД-191 — двигателя, созданного для новейшей российской ракеты-носителя «Ангара».
Orbital Sciences Corporation — структура частная и исходит не из политических соображений, а исключительно из соображений выгоды. А использовать российские ракетные двигатели американцам сегодня гораздо выгоднее, чем создавать свои.