Что за вирус с неизвестными науке генами нашли в Бразилии?

Категория:  Медицина
Ответ редакции

Группа ученых из Бразилии, Франции и США обнаружила новый вирус, ДНК которого на 90% состоит из неизвестных науке генов. Информация об открытии появилась на сайте bioRxiv, где публикуются препринты (статьи для предварительного ознакомления специалистов перед официальной публикацией в научном журнале).

Что известно о новом вирусе?

Вирус был найден в амебе, которая находилась в ручьях искусственного озера Пампулья, расположенного в бразильском городе Белу-Оризонти. Ученые дали вирусу имя Yaravirus brasiliensis в честь героини мифов Яры, которая почиталась коренными племенами Южной Америки как мать вод.

Размер найденного микроорганизма составляет около 80 нанометров. Вирус состоит из двухцепочечной ДНК с 74 кодирующими фрагментами, длина которой составляет 44 900 пар оснований.

Геном яравируса считается не очень сложным, но он на 90% состоит из неизвестных науке генов. По словам руководителей исследования Йонатаса Абрахао и Бернара Ла Сколы, первый генетический анализ не смог обнаружить какие-либо узнаваемые последовательности капсида (внешняя белковая оболочка вируса) или другие классические вирусные гены в яравирусе.

Судя по набору генов яравируса, он не может быть отнесен к вирусным агентам, так как не имеет с ними явного сходства. Ученые предполагают, что обнаруженный микроорганизм может быть представителем изолированной группы вирусов, неизвестной науке, или отдаленным видом гигантского вируса, который эволюционировал в уменьшенную форму.

Что такое гигантские вирусы?

Гигантские вирусы — это биологические формы, которые паразитируют на амебах. Они были открыты лишь в XXI веке.

Название эти вирусы получили из-за своего размера, который может быть сопоставим с размером бактериальной клетки. Кроме того, гигантские вирусы имеют длинную ДНК, которая превышает 200 тысяч пар оснований. Она часто содержит так называемые орфанные гены (гены-сироты). Это гены, которые не зафиксированы ни у одной другой группы организмов.

Благодаря сложному геному гигантские вирусы могут синтезировать белки и, в отличие от других вирусов, выполнять репарацию, репликацию, транскрипцию и трансляцию ДНК.

Что роднит яравирус с гигантскими вирусами?

Хотя размер яравируса существенно меньше, чем у гигантских вирусов, он может оказаться одним из представителей этой группы биологических форм. Во-первых, обнаруженный вирус также паразитирует на амебах, а во-вторых, 68 из 74 его генов — орфанные, не имеющие аналогов ни у одного известного организма. Только шесть фрагментов его ДНК отдаленно схожи с известными науке. Йонатас Абрахао считает, что яравирус представляет собой новую линию амебного вируса с удивительным происхождением и филогенией (историческим развитием организмов).

Опасен ли новый вирус для людей?

Об опасности яравируса для здоровья людей или животных ученые не сообщают. Что касается гигантских вирусов, то некоторые из них были обнаружены в устрицах, пиявках, двукрылых насекомых, мартышках, коровах и других животных. Эти вирусы также находили в биологических материалах людей — как здоровых, так и страдающих различными заболеваниями. Они были обнаружены в кале и крови здоровых людей, соскобах верхних дыхательных путей больных пневмонией, в плазме крови пациентов, страдающих от разных патологий печени. Ученые считают, что гигантские вирусы могут влиять на развитие некоторых заболеваний у людей, но пока не причисляют их к человеческим патогенам, т. е. биологическим формам, вызывающим болезни.