Что за новая российская программа освоения Венеры?

Категория:  Космос
Ответ редакции

В России будет разработана новая космическая программа по исследованию Венеры, включающая несколько миссий. Минимум три научных аппарата отправятся для изучения планеты. Об этом сообщил научный руководитель Института космических исследований (ИКИ) РАН доктор физико-математических наук Лев Зеленый.

Что известно о новой программе освоения Венеры?

Ученый заявил, что основные этапы новой программы представят в 2021 году. Пока известно, что первой экспедицией станет «Венера-Д».

Проект этой посадочной миссии уже разрабатывается, пуск намечен на конец 2020-х годов. Лев Зеленый отметил, что проект будет реализован в партнерстве с США. Переговоры с американцами запланированы на октябрь 2020 года, из-за ситуации с коронавирусом они могут пройти в дистанционном формате, добавил научный руководитель ИКИ.

По его словам, через два-три года после запуска «Венеры-Д» к планете могут отправить второй научный аппарат, а к середине 2030-х годов — третий. Миссии будут включать посадочные аппараты, а также различные средства для исследования атмосферы. Новые исследования Венеры важны для поиска возможного существования микроорганической жизни на планете, а также для изучения ее атмосферы с целью предупреждения вероятной парниковой катастрофы на Земле.

В январе 2020 года ведущий инженер НПО им. С. А. Лавочкина (производитель межпланетных станций и аппаратов) Дмитрий Хмель рассказал журналистам, что Роскосмос поставил задачу разработать программу исследования Венеры, не уступающую по масштабам российской лунной программе. В нее должен войти проект «Венера-Д», а также «более серьезные аппараты», в том числе спускаемые на поверхность планеты, заявил специалист. По его словам, реализация «Венеры-Д» займет ближайшее десятилетие, а следующие аппараты могут быть запущены уже после 2030 года.

Что собой представляет «Венера-Д»?

«Венера-Д» — это российская автоматическая межпланетная станция (АМС) для изучения Венеры, название расшифровывается как Венера Долгоживущая. По данным из открытых источников, ее запуск является главным перспективным проектом ИКИ РАН после 2025 года.

Объединенная рабочая группа, включающая представителей России и США, начала работать над АМС в 2013 году. В 2014 году работа была приостановлена из-за санкций со стороны США, а в 2015 году — возобновлена.

В марте 2019 года соруководитель рабочей группы Людмила Засова сообщила СМИ, что миссия будет состоять из орбитального и посадочного аппаратов российского изготовления со сроком работы на поверхности Венеры 2-3 часа, а также малой долгоживущей станции НАСА, которая продолжит работу в течение 60 земных суток. В мае 2019 года заместитель директора ИКИ РАН Олег Кораблев заявил на Совете РАН по космосу, что общая стоимость разработки «Венеры-Д» составит 17 млрд 370 млн рублей на 10 лет.

В начале октября 2019 года рабочая группа определила пять мест посадки станции. Все они находятся в Северном полушарии Венеры, в высоких широтах (советские станции садились районе экватора).

Запуск «Венеры-Д» планировался с космодрома Восточный с помощью ракеты-носителя «Ангара-А5». В мае 2019 года запуск было предложено перенести на ноябрь 2029 года или на июнь 2031 года, до этого он планировался в период с 25 декабря 2027 года по 16 января 2028 года.