Что за микроба, «предка всей жизни», вырастили учёные?

Категория:  Загадки планеты
Ответ редакции

Журнал Science опубликовал статью о работе учёных из Австрии и Швейцарии. Им удалось вырастить и размножить в лаборатории асгардских архей — возможных предков всех сложных организмов, включая человека.

Фото: Журнал Science

Появление сложных организмов — одна из загадок современной науки. Все формы жизни на Земле делятся на три основных группы (домена): эукариоты, бактерии и археи. Эукариоты — это организмы, клетки которых содержат ядро. Сюда входят животные, растения и грибы. Именно в ядре клетки упакована значительная часть генетической информации, и вообще это довольно сложное «изобретение» природы. А загадка состоит в том, что непонятно, как произошёл эволюционный скачок к сложным клеткам от простых одноклеточных микроорганизмов, ядра не имеющих?

Биологи из Венского университета и Швейцарской высшей технической школы, пытаясь приблизиться к ответу на этот вопрос, вырастили в лабораторных условиях особые микробы, обладающие уникальными характеристиками. Учёные считают, что они могут представлять собой то самое эволюционное «недостающее звено» для более сложных форм жизни.

Микроб Lokiarchaeum ossiferum принадлежит к группе асгардских архей, названных так в честь Асгарда — обители богов из скандинавской мифологии. Чтобы вырастить его в достаточно большом количестве, потребовалось шесть лет работы. Ядра у него нет, но есть набор генов и белков, необходимых для их формирования (ранее считалось, что эти наборы есть только у эукариот).

Авторы исследования предполагают, что микроб мог заполучить ядро, схватив и проглотив проплывавшую мимо него бактерию. Её остатки и сформировали новый органоид. Эту идею подтверждают выступы-щупальца на поверхности микроба изучить авторам работы.

«Асгардские археи каким-то образом получили примитивные ядра. Со временем они развились в первые сложные клетки, а позже эти клетки дали начало всем растениям, животным и людям Земли», — пишут исследователи в своей статье.

Таким образом, этот микроб с «щупальцами», возможно, является о-очень дальним предком человека.