Что за «искусственную Луну» создали в Китае?

Категория:  Космос
Ответ редакции

Китайские учёные построили вакуумную камеру, способную создавать низкую гравитацию и тем самым имитировать условия пребывания на Луне. Это первая подобная разработка в мире. Любопытно, что китайцев на неё вдохновили эксперименты по использованию магнитов для левитации лягушки, проведённые более 20 лет назад физиком российского происхождения Андреем Геймом.

О прототипе лунного симулятора написала газета South China Morning Post. По словам учёных, объект, расположенный в городе Сюйчжоу, будет официально запущен в ближайшие месяцы. Инженер-геотехник из Китайского университета горного дела и технологии Ли Жуйлинь сообщил журналистам, что симулятор представляет собой круглую камеру диаметром 60 сантиметров с искусственным лунным ландшафтом, состоящим из камней и пыли.

В этой камере можно создавать гравитацию примерно в 6 раз меньше, чем на Земле, а происходит это благодаря эффекту диамагнитной левитации. Её вызывают особые вещества  диамагнетики, намагничивающиеся против направления внешнего магнитного поля. В конце ХХ века эксперименты по диамагнитной левитации проводил нидерландский и британский физик российского происхождения Андрей Гейм с помощью магнита он заставлял парить в воздухе лягушку, за что в 2000 году получил шуточную Шнобелевскую премию. Китайцы признаются, что на идею лунного симулятора их натолкнули те самые эксперименты: они установили специальные магниты, которые создают поле, приподнимающее предметы внутри камеры.

В настоящее время для имитации низкой гравитации на Земле используются полёты на самолёте, когда он поднимается на высоту, а потом входит в режим свободного падения, но это длится всего лишь несколько минут. А в разработанном лунном симуляторе эффект низкой гравитации, по словам Ли Жуйлиня, может «длиться столько, сколько вы хотите».

Новая разработка даст возможность учёным и инженерам тестировать различное оборудование перед его отправкой в космос это позволит избежать дорогостоящих просчётов. Также она пригодится при моделировании различных ситуаций на лунной поверхности, ведь при силе тяжести в 6 раз меньше земной камни и пыль будут вести себя совершенно иначе, и лучше знать заранее, как именно.

Также, говорит Ли Жуйлинь, лунный симулятор будут использовать для того, чтобы проверить, можно ли применять в условиях естественного спутника Земли некоторые технологии такие, например, как 3D-печать. Это важно для оценки перспектив строительства на Луне постоянных человеческих поселений.

Ожидается, что построенный в Сюйчжоу научно-исследовательский объект сыграет ключевую роль в будущих лунных миссиях Китая. Но доступ к нему будет открыт для учёных со всего мира.