Чем опасен лунный грунт?

Категория:  Космос
Ответ редакции

Совместное исследование сотрудников Сеченовского университета и Южно-Российского государственного политехнического университета им. М. И. Платова показало, что лунный грунт представляет угрозу для человеческого здоровья. Чтобы прийти к такому выводу, учёные проанализировали химический состав грунта, собранного в четырёх разных областях Луны, и сравнили его со средним составом почв Земли.

Выяснилось, что реголит (так называют поверхностный слой сыпучего лунного грунта) содержит вещества, которые могут вызвать раздражение кожи и дыхательных путей, поражения печени, почек и центральной нервной системы. И это ещё не всё. «Он содержит в себе в том числе хром, бериллий, никель и кобальт, способные в случае длительного контакта оказать негативное влияние на самочувствие и здоровье лунных колонистов, поражая их дыхательную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы», — сообщает РИА Новости со ссылкой на доктора медицинских наук, профессора кафедры медицины труда, авиационной, космической и водолазной медицины Сеченовского университета Ивана Иванова.

По словам специалиста, эти данные необходимо будет учитывать при колонизации спутника Земли наряду с другими экстремальными факторами.

О том, что содержащиеся в лунной пыли вещества очень токсичны, учёные говорили и раньше. В 2019 году вышла публикация в журнале New Scientist. Американские исследователи изучили образцы реголита, доставленного в ходе космической программы «Аполлон». Всего благодаря этим миссиям на Землю прибыло 382 килограмма лунного грунта.

В результате в реголите были обнаружены соединения, вступающие в реакцию с клетками человеческого организма и запускающие в них процесс образования гидроксильных радикалов, способных вызывать рак. Эксперименты с тканями животных показали, что при взаимодействии с этим веществом живые клетки погибали в 90% случаев.

Как известно, участникам экспедиций проекта «Аполлон» лунная пыль доставляла массу хлопот. Она оседала на их скафандрах и забивалась везде, где только можно, в кабинах космических кораблей. Астронавты страдали от аллергии, которая у некоторых из них не проходила в течение двух месяцев.

«Проблема не только в том, что реголит — это пылевидная субстанция, самые мелкие фракции которой меньше толщины человеческого волоса, но также и в том, что каждая частица имеет острые края и нерегулярную форму. Это приводит к высокой абразивности лунной пыли: она стирает подошвы скафандров, быстро изнашивает оборудование и т. п., — объясняет заведующий отделом исследований Луны и планет Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ, доктор физико-математических наук Владислав Шевченко. — Другое её необычное свойство — способность в результате внешнего облучения приобретать электростатический заряд. В результате этого мелкие пылинки поднимаются над поверхностью и легко заполняют, например, складки космической одежды».