Астрономы МГУ открыли и исследовали необычную звезду

Москва, 7 сентября - АиФ-Москва.

Группа научных сотрудников и студентов ГАИШ МГУ открыла и исследовала горячий, быстровращающийся белый карлик рекордно большой массы. Результаты исследования российских ученых опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters.

При анализе данных каталогов GAIA и PAN-STARRS для поиска тусклых, но горячих объектов в непосредственной близости от Солнечной системы, ученые ГАИШ МГУ обнаружили необычно горячий белый карлик с температурой в несколько десятков тысяч градусов, что втрое выше температуры большинства наблюдаемых звезд такого типа.

В ходе исследования звезды выяснилось, что она имеет атмосферу из гелия и водорода с температурой T=31000 К, а масса его -- 1.33 солнечной, что всего лишь на 3% ниже предельно возможной массы для белых карликов. Также этот объект вращается с очень большой скоростью – при радиусе в несколько тысяч км период его осевого вращения составляет чуть менее 6 минут.

По данным ученых, большая масса и быстрое вращение этого белого карлика объясняется тем, что он образовался в результате слияния двух менее массивных белых карликов примерно 300 миллионов лет назад.

Исследование звезды проводилось по данным, полученным на новых телескопах Кавказской горной обсерватории ГАИШ МГУ весной 2020 года.

Как рассказал заместитель директора ГАИШ МГУ Александр Белинский, дальнейшее исследование этого объекта будет важно для изучения процесса слияния двойных белых карликов и условий, которые могут привести при слиянии к взрыву термоядерной сверхновой звезды типа Ia.

Ранее интернациональная команда астрономов открыла новый источник углерода во Вселенной. Исследования показали, что белые карлики способны синтезировать необходимые для жизни химические элементы, включая углерод.