Астероид или корабль-разведчик? Чем примечателен объект Оумуамуа

Первый известный межзвёздный астероид Оумуамуа в представлении художника.
Первый известный межзвёздный астероид Оумуамуа в представлении художника. / ESO/M. Kornmesser / Commons.wikimedia.org

Слишком быстрый

19 октября 2017 года телескоп Pan-STARRS на Гавайях засёк в космосе объект сигарообразной формы и длиной несколько сотен метров. Сначала его приняли за комету, прилетевшую из другой звёздной системы, и присвоили номенклатурный номер. Но дальнейшие наблюдения показали, что тело не имеет облака из пыли и газа (комы), а значит, кометой не является. Тогда его стали считать астероидом, слегка изменили номер, а заодно дали звучное имя Оумуамуа, которое в переводе с гавайского означает «посланник», а точнее — «разведчик».

Анализ данных показывал, что астероид A/2017 U1 летит со скоростью 26,5 км/с, имеет вытянутую эллипсоидную форму и высокую отражающую способность, в длину составляет 180-200 м. Он движется по незамкнутой гиперболической траектории, вращаясь при этом вдоль трёх своих осей, и рано или поздно должен покинуть Солнечную систему.

Однако затем выяснилось, что Оумуамуа стал набирать скорость, а это нельзя объяснить небесной механикой: ни притяжением Солнца или планет, ни воздействием солнечного ветра. Подобное поведение бывает свойственно кометам, но астрономы уже убедились, что это не комета. Странную траекторию движения тела и его высокую скорость можно было объяснить разве что наличием реактивного двигателя.

Тогда из уст профессора Ави Лёба, декана факультета астрономии Гарвардского университета, прозвучала смелая версия: наблюдаемый объект может быть частью инопланетной исследовательской миссии. А именно — зондом-разведчиком, прибывшим из другой звёздной системы. Или, возможно, вышедшим из строя космическим кораблём.

Сбежавший от звезды

Большинство коллег-астрономов, услышав гипотезу Ави Лёба, улыбнулись. Однако она подстегнула их к тому, чтобы взяться за более тщательные исследования и докопаться до истины.

«Мы никогда не видели в нашей Солнечной системе ничего, подобного астероиду Оуамуамуа. Он все ещё загадка для нас, — говорит Мэттью Найт из Университета штата Мэриленд. — Гипотеза об инопланетном корабле забавна, но наш анализ указывает на то, что существует масса природных факторов и явлений, способных объяснить феномен».

Год назад Мэттью Найт собрал команду экспертов в различных областях космологии. Они провели всесторонний анализ сведений об объекте A/2017 U1 и предложили несколько сценариев его появления вследствие естественных процессов. Статья учёных опубликована в журнале Nature.

Основная идея состоит в том, что астероид Оумуамуа был выброшен из своей звёздной системы. Это могло произойти под влиянием гравитации очень крупного тела, такого, как наш Юпитер или Сатурн. Или из-за вспышки на поверхности умирающей звезды (красного гиганта). Или же в результате разрушения планеты белым карликом.

Но это всё нюансы, интересные и понятные астрономам. Факт состоит в том, что астероид необычной формы (это, кстати, ещё одна загадка: сигарообразная форма нетипична для этих небесных тел) ускользнул от притяжения родной звезды и отправился бороздить просторы Вселенной. Произойти это могло 45 млн лет назад, когда динозавры уже вымерли и млекопитающие начали осваивать освободившиеся экологические ниши.

Что касается ускорения объекта, которое наблюдали астрономы, то оно, по мнению авторов исследования, объясняется тем, что под действием излучения Солнца с поверхности астероида стали испаряться летучие вещества. Их выброс и создал реактивную тягу.

Пусть учёные и не подтверждают версию (которая многим пришлась по душе) о том, что Оумуамуа — корабль пришельцев, уникальность этого небесного тела сомнению не подлежит. Ведь это первый межзвёздный объект, ставший известным науке. И, скорее всего, не последний. Тот же Мэттью Найт считает, что в ближайшие 10 лет благодаря возможностям современных телескопов астрономы обнаружат ещё несколько космических странников, прибывших к нам из глубин Вселенной.

Как знать, может, среди них окажутся и рукотворные объекты?