Новогодние праздники и длительные каникулы располагают к застольям - за руль не сядешь. Воспользоваться услугами такси в этот период захотят многие. «АиФ» провёл собственную экспертизу и убедился: выбрать недорогое и качественное такси - задача не из простых.
Вне закона
Удивительно, но до недавнего времени работа служб такси в столице… никак не регулировалась. Закон «О такси в городе Москве» был инициирован Департаментом транспорта и связи г. Москвы и принят в 2008 году, а в силу вступит лишь в январе 2009 года. Прописаны в нём все те параметры, которые в Европе давно считаются нормой для таксомоторных перевозок.
Например, обязательные приметы такси: только левый руль и только четыре двери - «праворукие» японки и двухдверные купе «не пройдут». Конечно же, ремни безопасности для всех пассажиров (а их может быть не более восьми, не считая самого водителя). «По этому же закону по предзаказу пассажира водитель должен будет обеспечить салон детским креслом, - рассказала «АиФ» пресс-секретарь Департамента транспорта и связи Елена КРЫЛОВА. - На видном месте в салоне должен быть электронный таксометр (счётчик), а по требованию клиента таксист должен выдать «кассовый чек».
Кстати, в Европе на такси обязательно должны быть отличительные признаки. Как правило, это «шашечки» (т. е. специальные цветографические обозначения в виде «шашечного пояса»), надпись «такси», световой прибор, расположенный на крыше. У нас же по новому закону предполагается, что на всех официальных машинах должен быть единый знак «Московское городское такси» - Департамент транспорта собирается занести «правильных» перевозчиков в Реестр (будет опубликован на сайте dtis.ru) и, возможно, создать единую службу заказа - но это в будущем.
«Шашечки» - или кататься?
Чтобы проверить работу городских служб такси, журналисты «АиФ» одновременно вызвали пять автомобилей в спальный район Москвы (метро «Новогиреево») и доехали до редакции «АиФ» на ул. Мясницкой.
По статистике, сегодня в городе работает около 300 компаний, предоставляющих услуги такси. Для нашего эксперимента мы выбрали самые крупные, имеющие внушительные автопарки. Результат эксперимента поразил: время в пути и цены отличались в 2 раза!
Пять выбранных компаний пообещали подать автомобиль за 30-40 минут после вызова. Ещё две («Такси № 1» и «Такси+») отказали, сославшись на то, что заказывать машину надо минимум за полтора часа. Самым дорогим (1000 руб. без счётчика, по фиксированному тарифу) оказалось «Женское такси», которое славится водителями-женщинами и автомобилями, выкрашенными в розовый цвет. Правда, таксистка подзадержалась в пробке и приехала на место встречи последней - зато исправно звонила раз в 10 минут и сообщала, что скоро будет, не курила и вела задушевные разговоры о диетах. Эта фирма оказалась единственной (!), которая привезла нам детское кресло. Все остальные отшутились: «Ну пристегнёте своего малыша взрослым ремнём - специальных кресел не держим!» А меж тем по новому закону будут обязаны (статья 4, п. 2, пп. 8)!
Дешевле всего (518 руб. по таксометру) обошлась поездка с «Союзом мастеров такси», который возит своих клиентов экономкласса на синих «Рено». Опрятный автомобиль, молчаливый водитель, послушно потушивший сигарету по нашей просьбе. И выбранный маршрут оказался одним из самых быстрых.
А вот дольше всех провёл в пути журналист, вызвавший «ХХL-такси», - водитель в самое пробочное время вырулил на Третье транспортное кольцо, хотя путей объезда было предостаточно. Ещё одна осечка этой компании - их автомобиль (единственный из всех) не имел никаких специальных знаков: ни «шашечек», ни надписей. Опознать чёрный «Форд Фокус» диспетчер такси предложил исключительно по номеру. Итого: почти полтора часа в пути и больше 800 руб., накрученных на счётчике.
Затянулось и путешествие с компанией «Городское такси», подавшей к «Новогиреево»… «каблучок» «Пежо». Доехали, правда, быстро, и водитель был сговорчив: переключал радиостанции, шутил. Но, когда речь зашла о сдаче, потерял обаяние и заявил, что мелочи не имеет, менять деньги никуда не пойдёт и вообще он простужен. Ещё 20 минут было потрачено на препирательства и поиск сдачи. Зато этот водитель был единственным, кто выбил нам кассовый чек!
Не вызвало никаких нареканий «Новое жёлтое такси» - шофёр самостоятельно выбрал кратчайший маршрут, выдал гуманную квитанцию на 600 руб. Но вот ни кассового аппарата, ни детского кресла у него не оказалось.
«Если после вступления закона в силу у вас возникают проблемы со службой такси, жалуйтесь в Департамент транспорта и связи, - советует Елена Крылова. - мы будем следить за тем, как выполняются требования».
А КАК У НИХ?
Артур ДЕЕВ, водитель такси в Париже (Франция):
- Чтобы стать таксистом в Париже, надо сдать несколько экзаменов: первый - французский язык, им нужно владеть в совершенстве. Китайцы и арабы обычно блефуют - приводят на тестирование одного человека, который знает язык, и он сдаёт за всех. А сами потом за рулём на пальцах объясняются. Но одна жалоба пассажира - и такой таксист лишается лицензии. Второй тест - аналог российского экзамена в ГИБДД - показывает, насколько хорошо ты знаешь Правила дорожного движения. И третий - самый сложный: необходимо по памяти знать около сотни маршрутов, со всеми названиями улиц, остановками и разрешёнными поворотами. Инспектор в машине едет по маршруту и оценивает водителя. «Прокатить» нужно около десятка маршрутов в разных районах. Одно сомнение или ошибка - и все экзамены придётся сдавать заново, и пошлину оплачивать тоже.
КСТАТИ
«В новогодние праздники и последующие каникулы тарифы вырастут - будут классифицироваться как праздничные дни - на 15-20% дороже, чем в будни, - рассказали нам в одной из столичных служб такси. - Да и машину заказать за 30 минут до выезда уже не получится: минимальное время предзаказа - 3 часа».
Результаты экспертизы «АиФ» | ||||||||||
Фирма | Предоставленный автомобиль |
Спецнаклейки, «шашечки», обозначение такси |
Стоимость поездки | Время в пути | Внешний вид водителя, манера говорить |
Состояние автомобиля |
Детское кресло (по предварительному запросу) |
Счётчик | Кассовый чек (по требованию) |
Общая оценка «АиФ» |
«Женское такси» |
Volvo S40 (правда, чёрный, несмотря на то что реклама сулила нам розовый автомобиль) |
да | 1000 руб. | 50 мин. | Женщина в синем спортивном костюме, общительная. Не курила. |
***** | да | нет | нет | ***** |
«Городское такси» | Peugeot Partner | да | 712 руб. | 1 час (и ещё 20 минут - поиск сдачи) | Длинноволосый водитель, насквозь больной гриппом (кашлял, чихал и т. д.). Не курил. | *** | нет | да | да | *** |
«Такси № 1» | Пообещали прислать машину только через 1,5-2 часаф | |||||||||
«Новое жёлтое такси» |
Жёлтый Ford Focus | да | 600 руб. | 45 мин. | Мигрант, строго одет, общался сдержанно и приветливо. Не курил. |
***** | нет | да | нет | ***** |
«ХХL-такси» | Ford Focus II | нет | 834 руб. | 1 час 18 мин. | Аккуратно одет, сдержанный, необщительный. Не курил. |
***** | нет | нет | нет | *** |
«Союз мастеров такси» | Renault Logan | да | 560 руб. | 50 мин. | С золотыми зубами. Не лихачит. По нашей просьбе перестал курить. |
**** | нет | да | нет | **** |
«Такси+» | Пообещали прислать машину только через 1,5-2 часа |
Дарья БУРАВЧИКОВА,
Ирина ГОЛУБЯТНИК,
Ольга КОРОБИЦЫНА,
Полина МОЛОТКОВА,
Мария ХАРЛОВА