Примерное время чтения: 7 минут

Враждебная плесень. К космонавтам на МКС «контрабандой» прибыли «чужие»

Международная космическая станция. Фото: www.globallookpress.com

Один из самых распространенных сюжетов фильмов ужасов неожиданно получил реальное воплощение на Международной космической станции. На орбиту прибыл грузовой корабль, зараженный микроорганизмами, представляющими опасность для жизнедеятельности космического поселения землян.

«Эйнштейн» с «нелегалами»

Впрочем, стоп. В отличие от фантастических блокбастеров, речь не идет об инопланетянах, желающих пожрать землян и использовать их тела в качестве инкубаторов. На МКС могут попасть обыкновенные земные микроорганизмы, которые, однако, в условиях космоса создают реальные проблемы для космонавтов.

6 июня 2013 года с космодрома Куру во Французской Гвиане успешно стартовал автоматический грузовой корабль ATV-4, принадлежащий Европейскому космическому агентству. По традиции ЕКА, корабль получил собственное имя — «Альберт Эйнштейн».

«Эйнштейн» должен был доставить на МКС шесть с половиной тонн полезного груза, в том числе запас топлива, кислорода, воды и продуктов, а также личные вещи для членов экипажа.

Ответственным за «Эйнштейна» назначили астронавта Европейского космического агентства итальянца Луку Пармитано, который 29 мая прибыл на МКС в составе очередной экспедиции вместе с россиянином Федором Юрчихиным и американкой Карен Найберг.

Подготовка модуля ATV-4. Фото www.globallookpress.com

Предполагалось, что Пармитано с борта МКС осуществит стыковку «Альберта Эйнштейна» со стыковочным узлом модуля «Звезда» — российского сегмента Международной космической станции.

В соответствии с программой полета, 15 июня «Эйнштейн» причалил к станции. Стоит заметить, что европейские «грузовики» наряду с российскими «Прогрессами» осуществляют функции дозаправки, ориентации и регулярной коррекции орбиты МКС.

Космические эксперты Роскосмоса, НАСА и ЕКА после стыковки облегченно вздохнули, но оказалось, что их радость несколько преждевременна.

Открытие люков между МКС и «грузовиком», намеченное на 17 июня было отложено, из-за информации о том, что на борт «Альберта Эйнштейна» могли попасть плесень и бактерии. Экипажу МКС была дана команда через специальные отверстия провести анализ воздуха на борту «грузовика», дабы определить степень опасности заражения.

Разгильдяйство или диверсия?

На экстренном совещании между представителями подмосковного ЦУПа и американского центра в Хьюстоне общей точки зрения выработать не удалось.

Очевидно, что экипаж нуждается в грузе, и люки «Эйнштейна» нужно открывать. Однако у российских специалистов свои резоны — «грузовик» пристыкован к российскому сегменту, а значит, он первым и пострадает от заражения.

На орбите европейский «грузовик» находится в ведении НАСА, в котором подтвердили — погрузка «Эйнштейна» на Земле проходила с технологическими нарушениями. Впрочем, сами представители ЕКА, выступающие в качестве третьей заинтересованной стороны, заявляют — состояние корабля хорошие, и никаких опасных бактерий в грузе нет.

Так или иначе, но российский ЦУП не дал санкцию на открытие люков. Теперь специалисты думают, как безопаснее всего извлечь груз. Задержка может составить от нескольких часов до нескольких суток.

Кое-кто даже усмотрел в попадании бактерий на борт «Эйнштейна» диверсию — ведь правила погрузки на борт космических аппаратов существуют уже много лет, и отличаются чрезвычайной строгостью.

Центр управления полетами космодрома Куру. Фото www.russianlook.com

Радиация им не помеха

Проблема жизнедеятельности земных микроорганизмов на борту космических кораблей стала изучаться Институтом медико-биологических проблем в 1980 году, когда экипаж пятой основной экспедиции на советской орбитальной станции «Салют-6» обнаружил белый налет на частях интерьера и спортивных тренажерах. Образцы были доставлены на Землю, где ученые с удивление обнаружили в них земные бактерии, «нелегально» проникнувшие на станцию с новым экипажами, и не только выжившие, но и начавшие успешно размножаться.

В 1985 году та же проблема возникла на станции «Салют-7», последний экипаж которой обнаружил грибы, разрушающие внутренние пластиковые поверхности панелей, покрывающих стены станции.

Впрочем, «Салюты» имели относительно недолгий срок службы, а вот станция «Мир», эксплуатировавшаяся в течение полутора десятилетий, стала настоящей ареной боевых действий между людьми и бактериями. На «Мире» ученые обнаружили более 100 видов грибов и других микроорганизмов, которые, попадая на станцию, размножались.

Земные микроорганизмы в космосе под воздействием радиации подвергаются мутации и становятся более агрессивными. На людей они, слава Богу, пока не нападают, но пластик употребляют с большим удовольствием.

Под конец эксплуатации станции «Мир» вокруг нее стали циркулировать совершенно безумные слухи о грибах-мутантах, сожравших едва ли не половину оборудования. До подобного не доходило, но проблема была налицо: например, блок управления прибора коммутационной связи вышел из строя из-за активного роста плесневых грибов на изоляционных трубках, контактных колодках, на армированном полиуретане, сопровождавшегося окислением медных проводов в местах повреждения изоляции. А на одном из «Союзов», более полугода проведшего на орбите пристыкованным к станции, было зафиксировано ухудшение видимости через иллюминатор из-за того, что на нем успешно размножалась колония грибов.

Грибы боятся русских

Российские космонавты проводят работы на МКС в открытом космосе. Фото www.globallookpress.com

«Мир» был затоплен в океане, однако проблема с микроорганизмами возникла и на МКС. Для борьбы с ними был использован опыт российских космонавтов — еженедельная уборка помещений при помощи пылесоса и гигиенических салфеток с обработкой мест наибольшего скопления микроорганизмом специальным препаратом.

Некоторые эксперты полагают, что если бы не российский опыт, МКС к настоящему моменту заросла бы тройным слоем плесени.

Несмотря на то, что российские специалисты прекрасно владеют приемами борьбы с «космическими захватчиками», лишний раз пускать их на МКС они не хотят — никому не нужны лишние хлопоты и заботы.

За более чем двадцать лет изучения данной проблемы специалисты выявили около 250 видов микроорганизмов, обитающих внутри космических кораблей. Любителей уфологии просят не беспокоиться — речь идет исключительно о «землянах».

Возвращенные на Землю образцы подобных микроорганизмов держатся в строгой изоляции. Ведь если мутировавший гриб, на орбите питавшийся металлом, получит свободу в «среде предков», он может превратиться в оружие, ускоренными темпами пожирающее танки и самолеты противника.

Ученые, однако, хотят в будущем использовать «мутантов» в мирных целях — например, для утилизации бытовых отходов.