Николай Егин - один из номинантов на премию «АиФ» «Народный Нобель». Он автор около 300 научно-технических идей, защищённых авторскими свидетельствами и патентами. Многие из них удалось реализовать.
Ковры против пыли
Изобретения в его доме начинаются с порога. На калитке висит «штурвал» - небольшое колесо с ручкой. Если его покрутить, мини-электростанция начнёт вырабатывать энергию, которой хватит на то, чтобы позвонить и включить освещение.
В зимнее время дом Николая Егина отапливается углеродным ленточным нагревателем собственного производства. Он в 4 раза экономичнее обычного тэна (трубчатого электронагревателя), даёт мягкое тепло и служит до 35 лет без перегорания. «Традиционные тэны греют не столько помещение, сколько самих себя, поэтому быстро перегорают, - рассказывает изобретатель. - Ещё один их минус - «скрытые» потери электроэнергии. Я подобрал оптимальный материал, не имеющий таких недостатков, - новые углеродно-волокнистые структуры (УВС). Форма нагревателя - в виде ленты. Её сечение, плотность и длина подобраны в зависимости от нужной мощности».
Сначала такой тепловой прибор Егин опробовал на автомобиле - для разогрева промороженного двигателя. На морозе ниже 30°С мотор стал запускаться с первой попытки! Затем создал дистанционные подогреватели сидений авто и эластичное покрытие из композитов с использованием гибких углеродных лент. Такое покрытие можно выпускать в виде ковриков для офисов и квартир и даже в виде настенных ковров. Кроме того, что они греют помещение, «ковры от Егина» ещё уничтожают вредные бактерии и очищают воздух от пыли. А энергии потребляют не больше электролампочки!
Новые углеродные материалы с «сильно развитыми поверхностями» - своего рода визитная карточка изобретателя Егина. С их помощью он разработал и изготовил не только нагреватели, но и различные фильтры, ионизаторы, генераторы водорода и кислорода. Вот, скажем, насадка на трубу: мгновенно превращает холодную воду в горячую. Вот электроплитка, работающая от прикуривателя автомобиля. Раздвигается в виде гармошки под любое количество посуды и за пару минут разогревает обед прямо в салоне машины. А при ночлеге легко превращается в калорифер, не разряжая при этом аккумулятор.
Впрочем, рязанец убеждён: это мелочовка, не заслуживающая особого внимания. Главное, чем стоит заниматься, - энергетика и экология.
Деньги в стоках
«О проблеме утилизации мусора, которым завалена вся страна, говорят и Путин, и Медведев. А воз и ныне там! - сокрушается Егин. - Я разработал печь, которая без всяких ядовитых выбросов избавит страну от мусора. А вместо него даст тепло, при желании - электричество».
В конструкцию термохимической установки (так называется печь по-научному) заложено 6 патентов изобретателя. В одном корпусе он совместил и топочный узел, где из того же мусора образуются горючие газы, и второй важный блок - сжигатель. В нём сгорают вредные окислы азота и углерода, давая на выходе концентрацию, не превышающую предельно допустимых норм.
Отапливать такой установкой (её производство налажено на одном из оборонных заводов) можно и отдельный дом, и небольшой посёлок. Несколько лет назад к Егину обратился настоятель сельской церкви Иоанна Предтечи: в храме не было отопления, и батюшка просил о помощи. Вскоре в церкви появились и тепло, и электричество, а прихожане понесли в неё… мусор на сжигание. Село получило тёплый храм, а заодно - чистоту за околицей.
«Печь всеядна, для села это спасение, - уверен Николай Леонидович. - В качестве топлива сгодится что угодно - навоз, опилки, покрышки, любая упаковка. В городе этой установке тоже найдётся применение: в тоннелях, на автомагистралях высокая концентрация выхлопных газов. Их можно сжигать, получая электричество. Ещё один вариант - поставить печь на канализационных стоках, где тоже много газов».
Кстати, о стоках. Есть у Егина технология и по их очистке. Фильтры, сделанные им, способны очищать водоёмы и сточные воды, извлекая при этом цветные и даже драгоценные металлы!
Придуманные рязанским изобретателем устройства внедрены на многих предприятиях России. А его имя хорошо известно в определённых научно-технических кругах. Вот уж воистину «народный Нобель»…