Чарльз Дарвин появился на свет 12 февраля 1809 года в семье врача.
Серая последственность
Мать Чарльза умерла, когда тому было всего восемь, и мальчик почти не помнил ее. Сразу после смерти жены отец отдал ребенка в школу, где, по собственному признанию, Чарльз Дарвин не проявил никаких выдающихся способностей.
Отсутствие успехов в учебе несколько тяготило мальчика, ведь отец постоянно сравнивал его с остальными детьми, особенно со старшей сестрой Каролиной, которая училась блестяще. Сама же Каролина считала делом чести вырастить из младшего брата настоящего джентльмена, умного, хорошо воспитанного, эрудированного и успешного.
Порой она бралась за дело даже слишком рьяно. Чарльз Дарвин вспоминал, что, когда сестра входила в его комнату, у него была лишь одна мысль: «А за что она сейчас начнет порицать меня?». Отец всегда оказывался на стороне Каролины – ему тоже казалось, что сыну не хватает ни усердия, ни способностей. «Ты ни о чем не думаешь, кроме охоты, собак и ловли крыс! Ты опозоришь себя и нашу семью!» – сказал будущему ученому отец, когда увидел его школьный аттестат.
Сам же глава семейства Роберт Дарвин снискал в округе славу человека очень умного и наблюдательного. Он был прекрасным врачом и удачливым финансистом, однако соседи подчас обращались к нему вовсе не за медицинской помощью и не за советами в денежных делах. Если случалось нечто непонятное, совершалось преступление или нужно было отыскать украденную или потерянную вещь, Роберту Дарвину не было равных. Он, подобно Шерлоку Холмсу, был способен восстановить картину событий по одной лишь незначительной детали.
Чальзу Дарвину мучительно хотелось быть похожим на отца, чтобы так же, как он, завоевать всеобщее уважение. Как вспоминал ученый, в детстве он воровал яблоки, чтобы отдать их соседским мальчишкам. Однако не расставался с сочными плодами до тех пор, пока приятели не соглашались посмотреть, как быстро бегает маленький Чарльз, и не выражали свое восхищение.
Медицина или религия?
После школы, пытаясь повторить медицинскую карьеру отца, Дарвин поступил в Эдинбургский университет на медицинский факультет. Однако очень скоро Чарльз нашел лекции скучными, практические занятия жестокими и забросил учебу. Отец был крайне разочарован, а сам Чарльз решил, что отныне и навсегда его призвание – таксидермия.
Впрочем, с изготовлением чучел дело тоже не заладилось. Новое увлечение наскучило еще быстрее медицины. Затем были попытки изучить биологию и геологию, но ни в том, ни в другом Чарльз ни признания, ни какого-либо интереса не нашел. Отчаявшись дождаться, когда сын наконец определится со своими предпочтениями и начнет делать карьеру, Роберт Дарвин настоял на том, чтобы Чарльз поступил в кембриджский христианский колледж и учился на священника (Роберт Дарвин высокомерно считал, что, для того чтобы читать проповеди, большого ума не нужно).
Однако на религиозном поприще Чарльз тоже никак не появил себя. Его больше привлекали охота и верховая езда. Было и еще одно, довольно странное увлечение – энтомология. Дарвин всерьез увлекся поиском редких насекомых.
«Однажды, сдирая с дерева кусок старой коры, я увидел двух редких жуков и схватил каждой рукой по одному из них, но тут я увидел третьего, какого-то нового рода, которого я никак не в состоянии был упустить, и я сунул того жука, которого держал в правой руке, в рот. Увы! Он выпустил какую-то чрезвычайно едкую жидкость, которая так обожгла мне язык, что я вынужден был выплюнуть жука, и я потерял его так же, как и третьего», – писал ученый в своих воспоминаниях.
На краю света
Возможно, Чарльз Дарвин все же выучился бы на священника, а жуки так бы и остались не более чем увлечением. Но в дело вмешался случай. Как-то раз, навещая племянника, дядя рассказал Чарльзу о том, что его знакомый капитан Фицрой ищет молодого человека, готового разделить с ним каюту и в качестве натуралиста отправиться в путешествие к берегам Огненной Земли.
Дарвин был готов выступать в любом качестве, лишь бы оказаться подальше от занятий богословием. Так началось пятилетнее плавание Чарльза Дарвина в Южную Америку на корабле под названием «Бигль». «Нрав у Фицроя был самый несносный, и это проявлялось не только во вспышках гнева, но и в продолжительных приступах брюзгливости по отношению к тем, кто его обидел», – писал Дарвин в дневнике, который начал вести, как только вступил на палубу «Бигля».
Впрочем, ни брюзжание капитана, ни лишения, которые путешественники вынуждены были постоянно терпеть, ни туземцы, которые воровали и раздирали на части, чтобы поделить между собой, любой предмет, который видели у белых людей, – ничего не могло отвлечь Чарльза Дарвина от занятий биологией, которой он неожиданно вновь увлекся во время путешествия.
«Оглядываясь на прошлое, я замечаю теперь, что постепенно любовь к науке возобладала во мне над всеми остальными склонностями. Первые два года старая страсть к охоте сохранялась во мне почти во всей своей силе, и я сам охотился на всех птиц и зверей, необходимых для моей коллекции, но понемногу я стал все чаще и чаще передавать ружье своему слуге и наконец вовсе отдал его ему, так как охота мешала моей работе, в особенности – изучению геологического строения местности», – именно путешествие на «Бигле» заставило Чарльза Дарвина задуматься над процессами эволюции, происхождением видов и положило начало его серьезным занятиям наукой.
Супружество как точная наука
Вернувшись в Англию после пяти лет, проведенных на корабле, Дарвин в одночасье стал членом различных географических обществ, биологических и геологических кружков и с головой погрузился в науку. Тогда же он решил, что настала пора обзавестись семьей. Со свойственным ему теперь логическим подходом к любому делу Чарльз взял листок бумаги, разделил его на две части, в одном столбце он написал преимущества жизни в браке, в другом – плюсы холостяцкого существования.
Первый столбик оказался длиннее, и тогда Дарвин сделал предложение своей кузине Эмме Вэджвуд. Сватовство было полной неожиданностью для семейства Вэджвуд, однако Дарвин представлял собой хорошую партию, и родители дали согласие на брак. Ученый ни разу не пожалел о своем решении.
Эмма поддерживала его, когда Дарвин стал объектом различных нападок, особенно со стороны служителей церкви, она родила ему десятерых детей, семь из которых выжили. Вместе с Эммой Дарвин прожил 40 лет.
«В его отношениях к моей матери, – говорил сын ученого Фрэнсис Дарвин, – ярче всего сказывалась его симпатичная, чуткая натура. В ее присутствии он чувствовал себя счастливым; благодаря ей его жизнь, которая иначе была бы омрачена тяжелыми впечатлениями, имела характер спокойного и ясного довольства».
Чарльз Дарвин скончался в 1882 году, когда ему было 73 года. Современные исследователи считают, что причиной его смерти стала паразитарная инфекция, которую Чарльз Дарвин подцепил, «благодаря» укусу тропического насекомого еще во время путешествия на «Бигле».