Примерное время чтения: 5 минут
15229

Русский след «Антареса». Виновата ли Россия в крушении американской ракеты?

Катастрофа американской ракеты-носителя «Антарес», которая должна была вывести на орбиту космический грузовой корабль «Сигнус» с 2 тоннами груза для Международной космической станции, вызвала много споров и обвинений.

В американских соцсетях множатся обвинения в адрес «древних русских двигателей», российская аудитория кивает на Украину, где, мол, после «Евромайдана» всё развалилось«, украинцы, в свою очередь, советуют искать причины в России или, в крайнем случае, в Америке.

Но давайте начнём с самого начала. Что из себя представляет ракета-носитель «Антарес»?

Двигатель советский, бак украинский, носитель американский

Это ракета-носитель лёгкого класса, разработанная американской компанией Orbital Sciences Corporation совместно с украинским КБ «Южное».

Основанная в 1982 году американская компания имеет 40 % рынка ракет-перехватчиков, 55 % рынка малых коммуникационных спутников, а также 60 % рынка малых ракет-носителей.

Новые времена для OSC наступили после того, как в США была завершена программа «Спейс Шаттл». NASA обратилась к услугам частных компаний для создания грузовых кораблей, которые обеспечивали бы доставку грузов на МКС.

Orbital Sciences Corporation вступила в борьбу за «космические деньги». Компанией были разработаны грузовой корабль «Сигнус» и ракета-носитель «Антарес», предназначенная для его выведения на орбиту.

Двигатели первой ступени «Антареса» разработаны известной американской компанией «Аэроджет». Двигатель AJ-26 представляет собой модификацию советского двигателя НК-33, разработанного для советской лунной программы.

К середине 1990-х годов на Самарском научно-техническом комплексе имени Н. Д. Кузнецова находилось несколько десятков двигателе НК-33, построенных в 1970-х годах с большим запасом.

Эти двигатели крайне заинтересовали американских специалистов из фирмы «Аэроджет», которые и приобрели их в большом количестве за смешные, с точки зрения космических технологий, деньги — 1 миллион долларов за штуку.

Никто, разумеется, не собирался ставить двигатели после 20 лет хранения сразу на ракету. Началась их глубокая модернизация. По сути дела, надо говорить о новом двигателе, созданном на базе старой советской разработки.

У ОSC не было достаточного опыта работы с большими жидкостными ступенями и криогенными компонентами, для работы по первой ступени «Антареса» был заключён контракт с украинским КБ «Южное», разработчиком советских стратегических ракет, а также ракет космического назначения.

Зона ответственности украинских специалистов — работы с топливными баками и связанным с ними оборудованием. Основной задачей являлась разработка и контроль изготовления ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования.

«Союз» — «сводный брат» «Антареса»

Первый испытательный запуск «Антареса» был запланирован на третий квартал 2011 года, но в действительности состоялся только в апреле 2013 года. После двух отмен старта из-за технических неполадок 21 апреля ракета «Антарес» успешно вывела на орбиту габаритный макет «Сигнуса», три малых спутника NASA и один коммерческий наноспутник.

Последующие три запуска с уже настоящим «Сигнусом» прошли успешно, однако 28 октября ракета «Антарес» потерпела катастрофу через несколько секунд после старта.

На каком же этапе произошёл сбой? Это предстоит выяснить специалистам.

Надо, однако, заметить, что тот самый двигатель НК-33, изначально построенный для последнего детища конструктора Сергея Королёва, ракеты Н-1, используется не только американцами.

Он используется также в качестве первой ступени на российском носителе «Союз 2.1в», который позиционируется как конкурент более известной широкой публике «Ангары».

На счету «Союза 2.1в» на сегодня только один запуск, зато успешный — 28 декабря 2013 года он благополучно вывел на орбиту научный спутник «Аист».

Правда, до этого пуск откладывался пять раз из-за различных неполадок и необходимости дополнительных проверок. Но опять-таки, речь идёт о новой ракете лёгкого класса, подобной которой в семействе «Союзов» доселе не было. А новое просто не даётся, достаточно вспомнить страдания вокруг «Ангары».

Почему же на новый отечественный носитель поставили старый советский двигатель? По той же причине, по которой его решили использовать американцы — он вполне пригоден для решения существующих задач.

Старый конь борозды не портит?

Это не голословное утверждение — НК-33, который продолжают модифицировать, подвергается самым жёстким тестам и испытаниям.

Так, в августе 2014 года прошли новые испытания двигателя НК-33 российскими специалистами при участии американцев из «Аэроджет». В изделие были введены новые узлы камеры сгорания: коллектор и некоторые детали агрегатов двигателя. Общая наработка составила 616 секунд. Двигатель отработал успешно, подтвердив все требуемые параметры.

При этом в «Союзе 2.1в» НК-33 планируется использовать до полного исчерпания ранее произведённых двигателей на складе, каковых в Самаре сегодня около двух десятков. Далее на «Союз» будут ставить новейший отечественный двигатель РД-193.

К слову, ещё один американский носитель «Атлас» в качестве двигателя первой ступени использует российский РД-180. Претензий по качеству к нему нет — недовольны только американские политики и конкурирующие фирмы, которым российская космическая техника стоит поперёк горла.

Что же касается «древности», то вспомните, что космонавтов и астронавтов на МКС бесперебойно по сию пору возит «древний» «Союз», а «новейшие» «Шаттлы» давным-давно отдыхают в музеях.

Оцените материал
Оставить комментарий (8)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах